Ссылки на статьи, посвященные проблемам искусственного интеллекта и программам-собеседникам
Хотя программы-собеседники в большинстве случаев ничего общего с искусственным интеллектом не имеют, разработчики часто в описании программ используют словосочетание "искусственный интеллект". Кроме того, люди, заходящие на сайт, часто ищут информацию именно по искусственному интеллекту. Поэтому считаю своим долгом привести несколько ссылок на статьи, где есть информация по данному вопросу. Все статьи находятся на их "родных" сайтах, ссылки открываются в новом окне.
Искусственный интеллект. Материалы сайта virtuald.narod.ru
Часть 1. Человеческий и машинный интеллект. Введение в системы искусственного интеллекта и экспертные системы. Традиционное программирование. Влияние ИИ на программирование. Цели, факты и правила. Упрощение. Механизм вывода. Искусственный интеллект - совокупность средств, наделяющих компьютеры некоторыми чертами разума. Разработка систем искусственного интеллекта. Экспертные системы - программные комплексы, заменяющие человека в узких областях интеллектуальной деятельности. Обработка естественного языка (лексический анализ, синтаксический анализ, семантический анализ). Основные концепции систем искусственного интелллекта. Простые примеры.
Часть 2. Механизм вывода: средство машинного мышления. Подробные сведения о проектировании и использовании экспертных систем. Средства построения экспертных систем.
Часть 3. Экспертные системы: знания плюс логический вывод.
Часть 4. Создание программного обеспечения развитых систем ИИ. Основные концепции объектно-ориентированного программирования. Использование идей объектно-ориентированного программирования в разработке экспертных систем. Программная реализация.
Часть 5. Более сложные методы представления знаний в системах ИИ. Представление знаний в задачах с неопределенностями и самообучающихся системах. Семантические сети. Нечеткая логика: коэффициенты уверенности. Самообучающиеся системы. Подробные примеры и тексты программ.
A. M. Turing. COMPUTING MACHINERY AND INTELLIGENCE
(сайт loebner.net)
"I propose to consider the question, "Can machines think?" This should begin with definitions of the meaning of the terms "machine" and "think" ..."
Элиза (сайт itsprogs.chat.ru)
Подробное описание задания: создать программу типа "Элиза", ведущую диалог с пользователем. Историческая справка, соображения по написанию программы: работа с базой знаний, интерфейс с пользователем, машина логического вывода.
Квест Тьюринга. Часть 1; часть 2 (сайт dnksoftware.by.ru)
"...Люди, далекие от информационных технологий, зачастую одушевляют компьютеры, наделяя их интеллектом. А основанием для этого обманчивого впечатления служат результаты многочисленных работ по созданию программ, моделирующих искусственный интеллект. Одним из видов таких приложений являются так называемые чат-боты."
"...Своими корнями чат-боты уходят во времена мрачного средневековья (как это и положено истории всякого приличного квеста). В XIII веке монах-францисканец, миссионер, поэт, алхимик и, по непроверенным слухам, создатель эликсира бессмертия Раймонд Луллий (1235--?) прославился изобретением "логической машины". Она представляла собой стержень с насаженными на него семью свободно вращающимися концентрическими кольцами, каждое из которых было поделено на 12 сегментов, маркированных определенными метафизическими терминами. Это подобие примитивного генератора псевдослучайных чисел позволяло реализовать волю божественного провидения для составления текстов."
"...Приблизительно в одно время с Racter приобрели популярность обучаемые программы, способные синтезировать текст на основе марковских цепей. Марковская цепь есть результат процесса, текущее состояние которого в каждый момент времени определяется одним или несколькими предшествующими состояниями (применительно к тексту это выражается в том, что вероятность появления слова "торт" повышается, если ему предшествует слово "киевский", и делается еще выше, если слову "киевский" предшествует "ореховый")."
История появления чат-ботов. Тест Тьюринга. Золотая медаль Хью Лебнера. Программа Eliza. Программы генерации текстов: Racter, Стихоплюй. Связный текст как марковская цепь. Информационное обслуживание пользователей с помощью чатботов. Виртуальные личности.
Е.Скляревский. Нелегкая жизнь Искусственного Интеллекта (сайт arbuz.uz)
"...правы те, кто ждет ИИ именно сейчас. Не надо ждать. Он уже пришел. Но мы его не узнали! Он воплотился в программах распознавания образов, распознавании и генерации речи, контекстной подсказке, в умных агентах и мастерах, в базах знаний и экспертных программах".
"Уже сейчас известны программы (боты), поддерживающие общение – они задают вопросы на общие темы, отвечают на ваши вопросы более или менее уклончиво, на основании ваших вопросов и ответов формируют следующие вопросы – это и есть приятная светская неторопливая беседа ни о чем. Подумайте над интересным вопросом – если бы вам пришлось беседовать – проводить тестирование чтобы отличить ИИ от человека – какие бы вопросы вы бы задавали с целью поймать бота?"
Обсуждение статьи в форуме сайта
Искусственный интеллект (длинная статья с приложениями)
"...Уже на пpотяжении около 30 лет относительно немногочисленная гpуппа исследователей пытается иногда более, иногда менее успешно создавать пpогpаммы, позволяющие ЭВМ "pазумно" pешать задачи. В сеpедине 70-х годов после двух десятилетий медленного и едва заметного пpогpесса в этой новой области искусственного интеллекта исследователи пpишли к следующему фундаментальному выводу о pазумном поведении вообще: оно тpебует колоссального количества знаний, котоpыми люди обладают как чем-то само собой pазумеющимся, но котоpые нужно постепенно "скоpмить" машине."
Искусственный интеллект лучше всего приживается в чатах (сайт ocrai.narod.ru)
Краткая информация о Perl-версии классического алгоритма "Элизы"
"...Созданная студентом из Беркли программа искусственного интеллекта нашла идеальную среду обитания - чаты AOL Instant Messenger (AIM), где она две недели успешно изображала живого человека. Как отмечает автор эксперимента Кевин Фокс, его "33-летняя Элиза из Беркли" является Perl-версией классического алгоритма "Элизы", созданной в 1966 году в МIT и названной в честь Элизы Дуллитл из "Моей прекрасной леди". Программа просто повторяет реплики собеседника в форме вопроса, либо выдает отдельные случайные фразы типа "я тебя понимаю", "расскажи об этом подробнее" или "почему ты выражаешься как странно". "
Прикладные программы
искусственного интеллекта
Перечень типов программ с аннотацией: игровые программы, распознавание речи, понимание естественного языка, машинное зрение, экспертные системы, эвристические классификаторы.
Р. Бертон. Семантическая грамматика
"...Так называемая "семантическая грамматика" - это грамматика, в
которой категории обозначают как семантические, так и синтаксические
понятия. Впервые она была разработана в начале 1970-х годов при создании
интерфейсов на естественном языке для программы-оболочки SOPHIE и баз
данных LIFER и PLANES. Ее продолжали использовать в различных коммерческих и других приложениях, таких как ROBOT (известный также как INTELLECT), PHRAN, XCALIBUR и CLOUT."
"...В отличие от систем на естественном языке
в общем, цель семантических грамматик - описать раздел естественного
языка для свободного взаимодействия пользователя с системой."
Ilya Voyager. Полет мысли.
Вселенная искусственного разума (сайт untitled.agava.ru)
"...А может, мы что-то не так делаем? Что-то забываем - нечто почти неуловимое, но сопровождающее любой разум, с которым нам приходится общаться, и именно по этому и не можем получить РИИ? В результате размышлений над этими вопросами получилось несколько тезисов, которые я предлагаю Вашему вниманию. " Статья и ее обсуждение.
Что дальше? Из жизни
современных калькуляторов. Виртуальный
собеседник (сайт taulatin.narod.ru)
"...Искусственный интеллект. Помню года три назад мне пришлось пообщаться с роботом-автоответчиком на одной из Московских BBS, подозрения о подлоге возникли уже на 10 минуте беседы с этим остроумным зверем, по его не адекватным ответам на мои несложные вопросы. Конечно это было шуткой со стороны Sysop-а той BBS, но если взглянуть в корень проблемы, возможно сейчас создать нечто похожее на искусственный интеллект ?"
Роман Косячков. Мышление (сайт arbuz.uz)
Мышление и его компоненты. Мышление с точки зрения нейробиологии, искусственного интеллекта, психологии, физики. Биографическая справка: Алан Тьюринг, Марвин Минский, Роджер Пенроуз и др.
Способы написания диалоговых ботов на Builder 5 (сайт itsprogs.chat.ru - "Напиши прогу сам!")
Примитивный диалог-бот на Builder 5: детальный разбор программы
"...У программы имеется ассоциативная база знаний, в которой храниться образец запроса от пользователя и образец ответа на это запрос. Естественно, что чем больше таких образцов тем, более качественный диалог получится в итоге (впрочем, как и у людей, гораздо интересней общаться с образованным, много знающим человеком, чем наоборот). Такие образцы называют прецидентами.
Рассмотрим пример такой программы написанной на Builder 5. Базу знаний будем хранить в двух символьных массивах Basa[16][2] и Prosto[5]..."
Нейронные сети (сайт hamovniki.net/~alchemist)
Большая подборка статей разных авторов о нейронных сетях и искусственном интеллекте, а также ряд программ (программы моделирования нейронных сетей; "программы искусственного интеллекта" - ChatMaster, Lansa, Eliza - программы, поддерживающие диалог с человеком, Satix - программа, пишущая рассказы.
Нейронные сети (некоторые ссылки с сайта hamovniki.net/~alchemist):
- Нейроинформатика.
- Нейронные сети.
- Документация по нейросетям.
- Стратегии, мозг, нейронные сети и когнитивная наука (НЛП).
- 4 статьи по нейронным сетям (C. Короткий).
- Введение в искусственные нейронные сети (Anil K. Jain)
- Нейрокомпьютер (Хопфилд, Розенблатт, обратное распространение).
- Современные направления развития нейрокомпьютерных технологий в России (Галушкин)
- Внимательный мозг (Зрительные образы, потоки звуков) (Гроссберг)
- Нейросетевые методы обработки информации и средства их программно-аппаратной поддержки (Ю. Борисов, В. Кашкаров, С. Сорокин)
- Нейронные сети в медицине (Чечеткин)
- Реферат "Нейроподобный элемент и нейронные сети"
- Нейронная сеть (Как работает мозг)
- Нейрокомпьютинг
- Пример моделирования нейросети
- Рукотворные микро-Солярисы (И. Гордиенко, Компьютерра, 2000)
- Нейрооптимизм (М. Вялый, Компьютерра, 2000)
- Нейросетевые агенты в интернете (С. Шумский, Компьютерра, 2000)
- Реферат "Нейросети" (А. Бондарев)
- Некоторые особенности самоадаптирующихся нейросетей на примере управления механическим объектом (Ю.П. Ланкин, Институт биофизики СО РАН)
- Нейронные сети (основные модели) (И.В. Заенцев, Воронеж, 1999)
Искусственный интеллект (некоторые ссылки с сайта hamovniki.net/~alchemist):
Живая нейросеть (сайт arbuz.uz)
Программа, моделирующая распознавание образов с помощью алгоритма Кохонена.
Боты в конференции "Материнство" (forum.materinstvo.ru)
Искусственный интеллект. Ссылки на Более 200 сайтов (сайт compling.boom.ru)
Результаты запроса "искусственный интеллект" в поисковой системе Rambler (на конец июля 2003 г.)
Машинное обучение (Автор статьи: Пол Тагард, перевод: Ярослав Карандашев) (сайт ainte.region35.ru)
Подходы к машинному обучению: обучение на примерах, нейронные сети, генетические алгоритмы, объясняющее обучение, эволюционные гипотезы, основанное на случае рассуждение (по аналогии).
Порождение речи (сайт ainte.region35.ru)
Материалы, связанные с генерацией речи искусственными способами: статьи и программы (генератор комплиментов, генераторы текстов...).
О полном взаимопонимании (сайт kunegin.narod.ru)
"...На ежегодном конкурсе “общительных” компьютерных программ, проходившем на этот раз в лондонском Музее науки, второй раз подряд одержала победу система Alice разработчика Ричарда Уоллеса (Richard Wallace). Это довольно необычное состязание с медалью и денежной премией для победителя носит название “Конкурс на приз Лёбнера”, и по ходу его программы должны продемонстрировать способности к поддержанию диалога, максимально похожего на разговор живого человека. Учредил данный конкурс в 1990 году американский филантроп Хью Лёбнер, по сию пору лично участвующий в работе жюри. По сути дела, в ходе этого конкурса программы проходят неформальную проверку на знаменитый “тест Тьюринга”, предложенный более полувека назад в качестве критерия оценки искусственного интеллекта, основан на анализе беседы с машиной, то есть проверяющий должен определить, разговаривает он с живым человеком или же с компьютером. Конкурс Лёбнера воспроизводит этот тест следующим образом. Судьи из жюри ведут беседу (в форме текстового чата) одновременно с компьютерными программами и живыми участниками, заранее не зная, кто есть кто. По результатам таких собеседований каждому собеседнику выставляется оценка на “человечность” в диапазоне от 1 до 25 баллов."
Хотели бы вы создать и "воспитать" программу искусственного интеллекта, и если да - то зачем? (сайт computerra.ru)
Мнения.
Практическое руководство по AI (сайт delphigfx.narod.ru)
Описание процесса моделирования AI (искусственного интеллекта) для юнитов в 2D играх. В статье даются шаблоны записей для отдельных юнитов, разобрана модель управления группой юнитов и приведены шаблоны класса. Во второй части статьи рассмотрены модели поведения персонажей: перемещение, патрулирование, обход препятствий, прицеливание и преследование.
Искусственный интеллект: возможно ли это? (сайт boltunstyle.boom.ru)
Что такое Искусственный Разум? ИР-собеседники. Алгоритмы. Программа Болтун 2.0. Представляет ли ИР опасность для человечества? Ссылки на сайты, статьи, программы.
Материалы сайта "Лаборатория искусственного интеллекта" (lii.newmail.ru)
Искусственный интеллект: базовые понятия ИИ, история развития систем искусственного интеллекта, |