Девушка 1.0. Обучение

Обучение репликам возможно только в случае, если оно разрешено в настройках (под WinXP обучение репликам работает корректно, под некоторыми другими Windows - нет; в случае некорректной работы обучение рекомендуется запретить).

  • Автообучение репликам. Работает только при включении сотответствующего режима в настройках. В этом случае Девушка запоминает, как вы реагируете на ее фразу, и впоследствии на вашу похожую фразу бедт реагировать таким же образом. Включая режим автообучения репликам, необходимо помнить, что Девушка не следит за грамматическими формами сло и за их смыслом; поэтому надо вводить реплики с некоторой осторожностью, иначе вы рискуете рано или поздно услышать от Девушки что-то вроде "Я Василий Пупкин" или "Я же тебе сказал!".
    Автообучение репликам можно настраивать. Все реплики делятся условно на три группы: новые реплики - те, на которые Девушка не умеет отвечать (и поэтому в качестве ответа использует некие "универсальные" реплики); знакомые реплики - набор ключевых слов в точности совпадает с набором ключевых слов одной из записей базы; и полузнакомые реплики, в которых есть все ключевые слова одной из записей плюс какие-то еще слова. В первом и последнем случае Девушка добавляет в базу новую запись; в случае реплики знакомой - добавляет новый вариант ответа на уже известную реплику (т.е. редактирует существующую запись). Можно включить или отключить возможность обучения репликам каждой из этих трех групп. Также можно настроить максимально допустимое количество ключевых слов в добавляемой реплике (от 1 до 20, рекомендуется 5-6; фразы, состоящие из большего числа ключевых слов, в базу добавляться не будут, т.к. длинные фразы используются редко, но загромождают базу) и максимально допустимое количество ключевых слов, отличающих добавляемую реплику от уже имеющейся в базе (от 1 до 9, рекомендуется 1-2 для более компактной базы и 3-5 для более полной, но менее эффективной).
  • Обучающий диалог. В настройках нужно включить режим "обучающий диалог", затем вводить реплики за обоих участников диалога. Желательно использовать не очень короткие, но и не очень длинные, содержательные реплики (слишком короткие реплики могут привести к неадекватным реакциям в дальнейшем, а слишком длинные - загроможают базу, поскольку редко используются).
  • Выучить диалог из файла. Выполняется с помощью комнады пункта меню "Настройки - Выучить диалгг из файла". Работает так же, как обучающий диалог, но реплики читаются из указанного текстового файла. В файле может быть записано несколько диалогов, разделенных линией из дефисов (не менее трех штук): ------. Пустые строки, а также строки, содержащие только нуль или единицу, игнорируются, что позволяет для обучения использовать базы программы ChatMaster, сохраненные в текстовом файле (впрочем, необходимо учесть, что программа ChatMaster не всегда адекватно реагирует на реплики, следовательно, в базе, полученной таким образом из базы ChatMaster, могут быть ошибки).
  • изменение реплик, которые вам не нравятся, и добавление новых (возможно только в случае, если в Настройках разрешено обучение репликам)
    Вариант 1. Добавление реакции на фразу. После неправильной реплики девушки введите реплику, которую хотите в следующий раз услышать в ответ на свои слова вместо неправильной реплики; перед фразой поставьте точку. Пара "фраза - реакция" будет добавлена в базу. Можно ввести несколько вариантов ответа на свою реплику, разделив их символом |, точка в начале строки при этом ставится только один раз.
    Внимание! На данный момент реплики, добавляемые таким образом в базу, не являются контекстно-зависимыми (предыдущие реплики не учитываются), в базу заносится фраза целиком (не только ключевые слова) - учтите это при обучении.

    Пример:

    Девушка: Куда?
    Человек: На кудыкину гору.
    Девушка: Это сомнительно.

    В строке ввода записывается реплика:
    .Я такой горы не знаю!
    Девушка запомнит, что на словосочетание "на кудыкину гору" (или на содержащую это словосочетание фразу) надо отвечать именно так; при этом на словосочетание "на гору кудыкину" она ответить уже не сумеет.
    Можно вводить несколько вариантов, например:
    .Я такой горы не знаю!|А это где?

    Вариант 2. Добавление реакции на отдельные ключевые слова. Поставьте в начале строки две точки, затем введите ключевые слова и словосочетания, разделяя их символом |. Порядок ключевых слов и их регистр значения не имеет; в вопросительных предложениях вопросительный знак может считаться отдельным ключевым словом или входить в состав ключевой фразы. После последнего ключевого слова поставьте два символа: ||, затем перечислите варианты ответов (в том виде, в каком программа должна выдавать ответ), разделяя варианты символом |. Программа будет выбирать один из ответов случайным образом - в случае, если ВСЕ ключевые слова или словосочетания данной записи будут присутствовать во фразе собеседника. Максимальное количество вариантов ответа - 60; при этом учитывается общая длина вариантов (она не должна быть слишком большой, поэтому максимальное количество вариантов ответа возможно только если ответы очень короткие, а длинных вариантов не рекомендуется использовать больше десяти.
    Запись будет добавлена в определенное место базы - с учетом того, после какой неправильной реплики программы вы решили добавить такую запись.

    Пример:

    Человек: Это несложно.
    Девушка: Сложно в каком смысле?

    В данном случае Девушка реагирует на ключевое слово (точнее, набор символов) "сложно", не учитывая приставку "не". Исправим ситуацию, введя:
    ..несложно||Да, совсем легко!|С этим и ребенок справится!
    Таким образом, есть два варианта ответа на новое слово "несложно".

    В качестве ключевых слов можно использовать не только ваши слова, но и слова, которые должны присутствовать в вашей предыдущей фразе и в предыдущей фразе Девушки. Слова из предыдущей фразы Девушки помечаются последовательностью символов _DP_ (ключевая фраза должна начинаться с этой последовательности символов, собственно ключевое слово или словосочетание идет непосредственно после нее, без дополнительных пробелов); слова из Вашей предыдущей фразы помечаются _YP_
    В частности, для реализации диалога типа:

    Девушка: Когда?
    Человек: Завтра.
    Девушка: Нет, завтра будет уже поздно!

    в базу добавляется запись с помощью ввода следующей строки:
    .._DP_?|_DP_КОГДА|ЗАВТРА||Нет, завтра будет уже поздно!

    Можно использовать слова из предыдущих фраз, не учитывая последнюю фразу человека. Например, для реализации диалога типа:

    Девушка: Как тебя зовут?
    Человек: [неважно что]
    Девушка: Хорошее имя!

    добавляется запись:

    .._DP_КАК|_DP_ТЕБЯ|_DP_ЗОВУТ|_DP_?||Хорошее имя!

    Данная возможность предназначена в основном для отладки программы, в дальнейшем я планирую сделать нормальный редактор базы.
    Вариант 3. Добавление новой реакции на набор ключевых слов.
    Если Девушка правильно ответила на вашу фразу, но вы считаете, что надо добавить еще один или несколько вариантов ответа, сделать это можно следующим образом: вводится строка, начинающаяся с последовательности символов ..+ (две точки и плюс), затем через символ | вводятся новые варианты ответа. Эти варианты будут дописаны к той записи базы, которой Девушка только что воспользовалась.

    Например:

    Девушка: Когда?
    Человек: Завтра.
    Девушка: Нет, завтра будет уже поздно!

    Вводится строка:
    ..+А я хочу сегодня!|А почему не сегодня?
    В базу будут добавлены два новых варианта ответа.
    Вариант 4. Непосредственное редактирование базы.
    Команда "Настройки - Показать базу реплик" выводит базу в отдельном окне. Когда Девушка пользуется репликой из базы, содержимое окна перемещается таким образом, что использованная запись становится видна; в случае необходимости ее можно отредактировать, удалить или дописать вручную новую запись. Синтаксис записи тот же, что и при добавлении записи во время диалога, но без двух точек в начале строки.
  • создание базы "с нуля". Отобразите окно реплик и удалите содержащиеся в базе записи (или создайте пустой текстовый файл и загрузите его в качестве базы реплик), затем приступайте к обучению - см. предыдущий пункт.
  • Изменение тематических словарей. Словарь представляет собой набор фраз, реплики из которого берутся случайным образом, если данная тема становится актуальной. Содержимое тематических наборов фразможно редактировать или загружать из текстового файла с помощью пункта меню "Словари". Каждый словарь есть в двух вариантах: для хорошего настроения и для плохого. Если включить опцию "Разрешить обучение тематическим фразам", тематические словари будут пополняться автоматически. Список тем: искусство, литература, фильмы, музыка, творчество, компьютер, программы, игры, интернет, человек, друзья, разговоры, общение, ум и глупость, мышление, жизнь, мужчины, женщины, любовь, секс, работа, деньги, проблемы, родственники, брак, еда, алкоголь, о тебе, о себе. К тематическим наборам фраз также относятся подборка анекдотов, "пустые" фразы (те, которые произносятся, когда Девушка не знает, как реагировать), фразы для поддержания беседы (ими, например, Девушка реагирует на просьбу "Расскажи что-нибудь"), универсальные ответы на вопрос типа "Тебе нравится ...?", универсальные ответы на любой вопрос. В случае, если у вас возникнет желание создать тематический набор фраз по какой-либо другой теме, это можно сделать, введя в базу Девушки 1.0 реакцию на соответствующее ключевое слово. Отличие от использования тематических словарей будет заключаться в том, что такая подборка фраз не будет пополняться автоматически; также не будет отслеживаться актуальность данной темы.
    Реально словари (а также некоторые другие, ситуативные наборы фраз) хранятся в файле имядевушки.sbj (ситуативные наборы фраз - это реплики, которые Девушка говорит в случае возникновения некоторой ситуации: голод, скука, желание поболтать, желание поспать и т.д.)

Внимание! Независимо от того, какие файлы загружались в качестве словарей и базы реплик, при выходе из программы или при сохранении игры они будут сохранены как основные базы (загружаемые при запуске игры) - но только в случае, если в настройках установлен флажок "Сохранять базы". В противном случае изменения баз будут потеряны, сохранятся только изменения внешнего вида комнаты. Возможность отключать сохранение баз нужна при тестировании программы - чтобы случайно не сохранить базы, испорченные при пробных диалогах с программой (т.к. редактора баз пока нет). При сохранении игры с новым именем тематические словари сохраняются с тем же именем и расширением sbj; основную базу реплик необходимо сохранить отдельно - в случае, если вы хотите использовать различные базы реплик для разных девушек. В противном случае все персонажи будут пользоваться одной и той же базой реплик по умолчанию, а разница в характерах будет проявляться исключительно за счет тематических и ситуативных фраз.

 
На главную страницу сайта
 
О программе Девушка 1.0

Hosted by uCoz