Золотое сечение

(См. также: Понятие золотого сечения
Золотое сечение в архитектуре, скульптуре, живописи, фотографии
Числа Фибоначчи и золотое сечение
Золотое сечение в живой природе
Золотые пропорции в литературе. Поэзия и золотое сечение
Золотое сечение в музыке, физике, астрономии. Золотое сечение и восприятие изображений (право- и левополушарные люди))

Золотые пропорции в литературе. Поэзия и золотое сечение

Многое в структуре поэтических произведений роднит этот вид искусства с музыкой. Четкий ритм, закономерное чередование ударных и безударных слогов, упорядоченная размерность стихотворений, их эмоциональная насыщенность делают поэзию родной сестрой музыкальных произведений. Каждый стих обладает своей музыкальной формой - своей ритмикой и мелодией. Можно ожидать, что в строении стихотворений проявятся некоторые черты музыкальных произведений, закономерности музыкальной гармонии, а следовательно, и золотая пропорция.

Начнем с величины стихотворения, то есть количества строк в нем. Казалось бы, этот параметр стихотворения может изменяться произвольно. Однако оказалось, что это не так. Например, проведенный Н. Васютинским анализ стихотворений А.С. Пушкина с этой точки зрения показал, что размеры стихов распределены весьма неравномерно; оказалось, что Пушкин явно предпочитает размеры в 5, 8, 13, 21 и 34 строк (числа Фибоначчи).

Многими исследователями было замечено, что стихотворения подобны музыкальным произведениям; в них также существуют кульминационные пункты, которые делят стихотворение в пропорции золотого сечения. Рассмотрим, например, стихотворение А.С. Пушкина "Сапожник":

Картину раз высматривал сапожник
И в обуви ошибку указал;
Взяв тотчас кисть, исправился художник,
Вот, подбочась, сапожник продолжал:
"Мне кажется, лицо немного криво ...
А эта грудь не слишком ли нага?
Тут Апеллес прервал нетерпеливо:
"Суди, дружок, не выше сапога!"

Есть у меня приятель на примете:
Не ведаю, в каком бы он предмете
Был знатоком, хоть строг он на словах,
Но черт его несет судить о свете:
Попробуй он судить о сапогах!

Проведем анализ этой притчи. Стихотворение состоит из 13 строк. В нем выделяется две смысловые части: первая в 8 строк и вторая (мораль притчи) в 5 строк (13, 8, 5 - числа Фибоначчи).

Одно из последних стихотворений Пушкина "Не дорого ценю я громкие права..." состоит из 21 строки и в нем выделяется две смысловые части: в 13 и 8 строк.

Не дорого ценю я громкие права,
От коих не одна кружится голова.
Я не ропщу о том, что отказали боги
Мне в сладкой участи оспаривать налоги
Или мешать царям друг с другом воевать;
И мало горя мне, свободно ли печать
Морочит олухов, иль чуткая цензура
В журнальных замыслах стесняет балагура.
Все это, видите ль, слова, слова, слова.
Иные, лучшие, мне дороги права:
Иная, лучшая, потребна мне свобода:
Зависеть от царя, зависеть от народа -
Не все ли нам равно? Бог с ними.
Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать; для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам,
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья,
Вот счастье! Вот права ...

Характерно, что и первая часть этого стиха (13 строк) по смысловому содержанию делится на 8 и 5 строк, то есть все стихотворение построено по законам золотой пропорции.

Представляет несомненный интерес анализ романа "Евгений Онегин", сделанный Н. Васютинским. Этот роман состоит из 8 глав, в каждой из них в среднем около 50 стихов. Наиболее совершенной, наиболее отточенной и эмоционально насыщенной является восьмая глава. В ней 51 стих. Вместе с письмом Евгения к Татьяне (60 строк) это точно соответствует числу Фибоначчи 55!

Н. Васютинский констатирует:

"Кульминацией главы является объяснение Евгения в любви к Татьяне - строка "Бледнеть и гаснуть ... вот блаженство!". Эта строка делит всю восьмую главу на две части - в первой 477 строк, а во второй - 295 строк. Их отношение равно 1,617! Тончайшее соответствие величине золотой пропорции! Это великое чудо гармонии, совершенное гением Пушкина!".

Знаменитое стихотворение Лермонтова "Бородино" делится на две части: вступление, обращенное к рассказчику и занимающее лишь одну строфу ("Скажите, дядя, ведь недаром..."), и главную часть, представляющее самостоятельное целое, которое распадается на две равносильные части. В первой из них описывается с нарастающим напряжением ожидание боя, во второй - сам с постепенным снижением напряжения к концу стихотворения. Граница между этими частями является кульминационной точкой произведения и приходится как раз на точку деления его золотым сечением.

Главная часть стихотворения состоит из 13 семистиший, то есть из 91 строки. Разделив ее золотым сечением (91:1,618 = 56,238), убеждаемся, что точка деления находится в начале 57-го стиха, где стоит короткая фраза: "Ну ж был денек!". Именно эта фраза представляет собой "кульминационный пункт возбужденного ожидания", завершающей первую часть стихотворения (ожидание боя) и открывающий вторую его часть (описание боя).

Таким образом, золотое сечение играет в поэзии весьма осмысленную роль, выделяя кульминационный пункт стихотворения.

(См. также: Понятие золотого сечения
Золотое сечение в архитектуре, скульптуре, живописи, фотографии
Числа Фибоначчи и золотое сечение
Золотое сечение в живой природе
Золотое сечение в музыке, физике, астрономии. Золотое сечение и восприятие изображений (право- и левополушарные люди))

Источники:
www.goldenmuseum.com
[1] [2]
The Golden Section - the Number and Its Geometry
Проблемы "золотого сечения" и функциональная асимметрия мозга
Божественные пропорции золотого сечения
Золотое божественное сечение в живописи, архитектуре, математике, искусстве. Божественная пропорция (proportio), золотое соотношение
Золотое сечение - фото, иллюстрации, чертежи
В.Д. Цветков. Золотое сечение и организация живых систем. Пропорция золотого сечения и структура сердечных циклов млекопитающих (также в этой статье много ссылок на научные исследования: золотое сечение в астрономии, биологии, физике, музыке, геологии)
В.Д. Цветков. Золотое сечение и деятельность сердца
Золотое сечение, ряд Фибоначчи - описание, понятие, история. Гармония пропорций в человеке, природе, математике и искусстве.
Золотое сечение - фото, иллюстрации, чертежи
Золотое сечение в архитектуре - пирамиды, соборы, дворцы, здания
Золотая пропорция в искусстве, картинах художников: Леонардо да Винчи, Боттичелли, Рафаэль, Дюрер
Виктор Лаврус. Золотое сечение
center.fio.ru
tmn.fio.ru
Гармония музыки (золотое сечение в музыке)
Порхающие цветы (бабочки, стрекозы и золотое сечение)
Золотые пропорции в ботанике
Ума палата: Гармонию поверить арифметикой?
О числах Фибоначчи
В.Дроздов. Золотое сечение в физике. Журнал "Квант", 1990 г., №2
Энциклопедия для детей. Т.11. Математика. - М.: Аванта+, 1998.

 
На главную страницу
 
Все тексты раздела

Hosted by uCoz