Изготовление кукол как вид искусства

Марина. 2002 г. Пластика. Я делаю кукол. Давно, еще с детства. Но в детстве как раз все было понятно: маленькая зарплата родителей, новая игрушка - раз в год, и то недорогая, а играть-то хочется... Но постепенно я заметила, что мне гораздо больше нравится делать кукол, чем играть в них. Бумажные, пластилиновые, тряпичные, деревянные, они окружали меня пестрым хороводом, а когда съездившая в командировку мама привезла мне из Москвы несколько коробок пластики - и вовсе настали чудесные времена. Это такой материал, по консистенции он похож на пластилин или глину (только чуть тверже), а после термообработки становится твердым. Он бывает белым и разноцветным; пластика, которая попала мне в руки, была белой, но пластику можно окрашивать - как перед термообработкой, так и после нее.
Позже, когда мне было лет 12-14, я делала кукол для соседских девочек, и это тоже было довольно понятно: они радовались, а мне было приятно видеть их радость. А потом начались уже и вовсе непонятные вещи: соседские девочки давно выросли, своих детей у меня нет и пока не намечается; братьев и сестер у меня тоже нет, так что и о племянницах речь не идет. Но почему-то я продолжаю делать кукол, самых разных: девочек из глины или пластики, размером с ладонь - в кружевных панталончиках и чепцах; резных чертей из мела, картонных марионеток, а иногда и вовсе получались какие-то полуабстрактные существа, но несомненно живые. Большая часть моих знакомых решительно не понимала такого увлечения.

Черти. 1994 г. Мел, тушь. До недавнего времени мне и самой толком не были понятны мотивы такого моего поведения. До тех пор, пока я не решила-таки выяснить, кто еще делает кукол - кроме, естественно, мастеров-игрушечников, которые занимаются этим по работе.

На самом деле людей, которые занимаются изготовлением кукол, довольно много. Есть эксклюзивные куклы, очень дорогие, изготовленные известными мастерами. При одном взгляде на такую куклу становится понятно, что это настоящее произведение искусства.

С другой стороны, кто сказал, что изготовление кукол - не вид искусства? Конечно, не всегда и не у всех получаются шедевры. Но ведь то же самое можно сказать и про любой другой вид искусства: литературу, живопись, музыку...

Не так давно во время поездки в Санкт-Петербург я решила зайти в Музей игрушки. Услышала я о нем совершенно случайно, до отхода моего поезда оставалось часа два; упускать такой случай не хотелось. Я зашла туда - и не пожалела. Кроме залов народной игрушки, игрушек исторических, а также выставки глиняных зверей, я попала на выставку бумажных кукол. Честно говоря, до посещения этой выставки я не подозревала, что можно сделать из бумаги. Ну, плоские и полуплоские куклы для одевания, куклы-оригами, папье-маше, картонные марионетки; может быть, куклы из бумажных цилиндров и конусов... но ведь бумага на самом деле - достаточно сложный материал, с одной стороны, непрочный, а с другой - ему трудно придать нужную форму: лист бумаги плоский. Немного проще в этом смысле работать с гофрированной бумагой, но зато она и менее прочная.

Что же я увидела на выставке? Сначала хочу процитировать начало текста из буклетика выставки:
"Предлагаемая выставка - курьез, развлечение и искусство одновременно. Четыре десятка очень разных художников, оставив на время "высокое искусство", попытались творить в непривычных для них теме и материале".
Описывать словами увиденное было бы почти бессмысленно, а фотографий, к сожалению, у меня нет. Крошечные куколки и огромные скульптуры, конкретные "личности" и абстрактные существа, в которых почти не узнаваемы люди; динамические скульптуры, покачивающиеся и колышущиеся, кажущиеся живыми, и монументально-спокойные, добродушные создания; куклы для детей и куклы для взрослых, забавные или серьезные, философски-задумчивые и озорные... Почти все - объемные; трудно поверить в то, сколько есть способов сделать бумагу объемной. Очень красивые: настоящие произведения искусства. Больше всего почему-то запомнилась "Белая ночь": кукла высотой в человеческий рост, а то и выше, склеенная из журнальных вырезок в бело-синих тонах (на фотографиях - виды Санкт-Петербурга). Высокая женщина в длинном платье с рукавами-раструбами, в конической шляпе. Огромные полуприкрытые глаза с угольно-черными ресницами, и странное лицо: одновременно грустное, задумчивое, чуть злое - но невообразимо прекрасное, притягивающее взгляд. Я могу не совсем точно описать внешний вид этой скульптуры - видела я ее почти полгода назад. Но впечатление осталось незабываемое...

На самом деле куклу можно сделать практически из чего угодно. Из бумаги, картона, дерева, глины, фарфора, стекла, ткани и замши, из ниток, соломы, проволоки, из воска, папье-маше, из пустых пластиковых бутылок, жести, из живых цветов, - кстати, я действительно делала куклы из живых цветов, на деревянном или проволочном каркасе...

Луиза. 1998 г. Глина, ткань.

© Инга Кесс, 2002

 
На главную страницу
 
Все заметки на полях
 
Домашняя страничка Инги Кесс

Hosted by uCoz