Обзор программ-собеседников. Выпуск 8

Июнь 2004. В выпуске: программы Зюхель, JabbaChat 1.0, Chatter; A-life3: чат и новые персонажи

См. также: выпуски [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11.1] [11.2] [12]

Зюхель

(Зюхель.exe, 40 Kb, базы 4 Kb)
Разработчик: Дмитрий Солодухин, 2003 г.
zyuhel.narod.ru
Скриншот

Программа использует базу, содержащую маски поиска (в масках могут использоваться символы # - любая цифра, ? - один любой символ, * - произвольное количество любых символов; [набор символов] - один из символов из набора; [!набор символов] - любой символ, кроме символов из набора; в последних двух вариантах возможно использование диапазона символов, для этого используется дефис. Кроме масок текущей фразы пользователя, имеется возможность сравнения с маской предыдущей фразы. Есть возможность использования до 5 различных вариантов ответа на каждую реплику пользователя. К ответу программы могут добавляться ее текущее настроение, текущая дата, текущее время, имя пользователя. Предполагается также возможность добавления макросов (запуск калькулятора, выход из программы) и переходов к тематической базе (пока что тематические базы не созданы). В случае, если Зюхель не знает ответа на реплику пользователя, выбирается случайный вариант "универсального ответа" (есть два варианта таких ответов: ответ на вопрос и ответ на повествовательное или восклицательное предложение).

Текущий диалог можно сохранить в файл.

К программе прилагается редактор баз.

Примеры диалогов:

Инга:Привет!
Зюхель:Здарово Инга
Инга:Как дела?
Зюхель:На мой взгляд нормально
Инга:И у меня тоже!
Зюхель:Можно поинтересоваться, откуда у Вас такие сведения?
Инга:Ну, про себя-то я точно знаю, как у меня дела.
Зюхель:Как ты думаешь, мож твой винт форматнуть пора?
Инга:Думаю, что не стоит.
Зюхель:Я вас не слишком хорошо понимаю.
Инга:А что тут понимать? Не стоит, и все.
Зюхель:Я не могу сказать точно.
Инга:Зато я могу.
Зюхель:Как ты думаешь, мож твой винт форматнуть пора?
Инга:Мы этот вопрос, кажется, уже выяснили!
Зюхель:Можно поинтересоваться, откуда у Вас такие сведения?
Инга:От верблюда.
Зюхель:Вы удивляете меня своей способностью мыслить.
Инга:Вы меня - тоже.
Зюхель:Как ты думаешь, мож твой винт форматнуть пора?
Инга:У тебя навязчивая идея!
Зюхель:Можно поинтересоваться, откуда у Вас такие сведения?


Инга:Привет.
Зюхель:Приветик Инга
Инга:Ты кто?
Зюхель:Это хороший вопрос.
Инга:Как тебя зовут?
Зюхель:Меня зовут Зюхель
Инга:Кто тебя написал?
Зюхель:Тебя зовут Инга
Инга:Я это знаю.
Зюхель:Я еще не очень разбираюсь в этом вопросе.
Инга:Ничего, со временем разберешься.
Зюхель:У меня есть подозрения, что тебя что-то волнует. Расскажи мне, возможно тебе станет легче.
Инга:Да нет, ничто меня не волнует.
Зюхель:Будем знакомиться! Ты парень или девушка?
Инга:Девушка.
Зюхель:Вы удивляете меня своей способностью мыслить.
Инга:А что, девушки, по-твоему, мыслить не умеют?
Зюхель:Откровенность хороша, но не всегда приятна.
Инга:Вредный ты.
Зюхель:Я думаю, многие разделяют эту точку зрения.
Инга:А кто еще, например?
Зюхель:Не спрашивай меня об этом.

Из недостатков можно отметить следующие: окно диалога при вводе новой реплики "прокручивается" к началу, так что после того, как диалог перестает помещаться в видимой чисти окна, приходится каждый раз пользоваться линейкой прокрутки, чтобы увидеть новую реплику программы. С точки зрения дизайна, возможно, не слишком удачное расположение кнопок в окне программы (из-за этого под строкой ввода реплик образуется неиспользуемое пустое пространство). Малый размер баз на данном этапе работы над программой как недостаток рассматриваться не может; однако хотелось бы посоветовать разработчику заняться пополнением базы.

JabbaChat 1.0

(Jabba.exe, 40 Kb, база 1 Kb)
Разработчик: LesbiYaNochka aka Satanist, 2001 г. (?)
Скриншот

Я разочарована. У других таких программ есть хотя бы что-то: или хороший алгоритм, или база (относительно большая или по крайней мере содержащая оригинальные реплики), или, на худой конец, всякие ненужные красивости - фон, смайлики и т.д. (как в программе STalker, где, кстати, кроме этого, наличествует база реплик, хотя и небольшая, зато реплики оригинальные и распределены по персонажам в полном соответствии с их никами). Здесь же мы видим алгоритм не сложнее, чем у первой версии Говоруна. Но не это меня разочаровало. В конце концов, и такая программа имеет право на существование :). Разочаровало меня то, что я была вынуждена качать полтора с лишним мегабайта ненужной мне информации - программу установки Jabba Chat, включая кучу библиотек в архиве (все эти библиотеки у меня уже были, даже более новые версии) - и все из-за маленького 40-килобайтного файлика, к тому же, как оказалось, не слишком ценного. Разумно было бы поместить библиотеки в отдельный файл...

Пример диалога:

man: Привет.
Jabba: У тебя все отлично значит и у меня все отлично! :)
man: Ты кто?
Jabba: У тебя все отлично значит и у меня все отлично! :)
man: Да, я уже это слышала.
Jabba: У тебя все отлично значит и у меня все отлично! :)

Как я уже сказала, программа напоминает Говоруна версии 1.0: есть некий набор реплик, из которых одна выбирается случайным образом, вне зависимости от того, что сказал человек. "База" программы состоит всего из трех фраз: "Здарова!", "Как делы?", "У тебя все отлично значит и у меня все отлично! :)". Базу можно редактировать (появляется окно со списком всех известных программе фраз); можно также включить режим "учить своему", при этом программа, как и Говорун, будет запоминать фразы пользователя. Помимо примитивного алгоритма и крайне маленькой базы, нужно отметить довольно скромный (мягко говоря) и не очень удобный интерфейс.

Chatter

(ChatterD.exe, 49 Kb, база 8 Kb)
Разработчик: Aleksej R. Serdyukov, Delete Software Limited, 2002-2003
Скриншот

Программа довольно симпатичная, несмотря на скромный интерфейс. Обучение в процессе диалога (запись всех диалогов в базу, выбор реплики программы - по принципу прецедента: "Что раньше говорилось в подобной ситуации?"). Частичный учет контекста. Программа написана на QBX 7.1. (исходники прилагаются). Базу, правда, пришлось немного почистить, по совету разработчика: слишком много несвязных (преимущественно нецензурных) реплик, добавленных различными пользователями.

Примеры диалогов:


Enter your name: Inga
<<TO EXIT, ENTER BYE >>
Hi..
Inga> Привет.
Chatter> Здарова!
Inga> Как дела?
Chatter> Как всегда, sux.
Inga> И по-другому не бывает?
Chatter> Эх..
Inga> Что эх?
Chatter> Ну ... А какой вопрос корректный?
Inga> Ну, не знаю, какой корректный.
Chatter> Мало, очень мало. Все риторические вопросы некорректны.
Inga> А разве это был риторический вопрос?
Chatter> Мало, очень мало. Все риторические вопросы некорректны.
Inga> Да, ты уже говорил.
Chatter> Коннект!!!
Inga> И что же это означает, в контексте нашего разговора?
Chatter> Ну, кому как. Хотя..
Inga> Что хотя?
Chatter> Вот-вот, видишь..
Inga> Не вижу.
Chatter> Можешь не верить, но это так.

Enter your name: Инга
<<TO EXIT, ENTER BYE>>
Hi..
Инга> Привет.
Chatter> Здарова!
Инга> Ты кто?
Chatter> Я Chatter.
Инга> А я - Инга.
Chatter> Угу. Повиснуть хошь?
Инга> Нет, а ты?
Chatter> А я тут...
Инга> И что же ты тут?
Chatter> И то! Внимательно хоть читал-то?
Инга> Достаточно внимательно.
Chatter> what?
Инга> А по-русски ты, значит, разговаривать не желаешь?
Chatter> За что?
Инга> Разве это так трудно - говорить по русски?
Chatter> Хорошее поведение - отсутствие поведения. :)
Инга> Ну, не всегда.
Chatter> Ну дык то немножко, к тому же я их всех потер.
Инга> Кого?
Chatter> Его! :)

С разрешения разработчика выставляю здесь архив программы Chatter (rar, 73 Kb)

A-life3: чат и новые персонажи

(chat.exe, 1240 Kb, база 1 Kb)
Разработчик: Нонат Ревелев, апрель 2004 г.
probirkinsky.narod.ru
Скриншот

Усовершенствован алгоритм обработки фраз пользователя, с акцентом на учет интонаций и эмоций (напоминаю, в отличие от большинства аналогичных программ, A-life3 придает довольно большое значение как своим эмоциям, так и эмоциям собеседника); дополнены базы программы. К прежним возможностям программы добавился чат для персонажей. Теперь можно поговорить как с одним персонажем, так и с целой группой персонажей A-life3 (персонажи могут разговаривать друг с другом). В данный момент на сайте разработчика выставлены следующие персонажи:

  • стандартный персонаж A-LIFE3
  • Ebrain (персонаж имитирует Electronic Brain 1300)
  • Болтун (персонаж имитирует Болтун 3.0)
  • Женя (ChatMaster; персонаж сделан на основе баз программы Чатмастер, разработанной Д.Журавлевым. За основу взята база с сайта Чатмастера от 03.12.1998)
  • Кэриган (христианский клон Chatmaster; персонаж сделан на основе баз программы Чатмастер)
  • Женя Talkerus (на основе базы программы Chatmaster, выставленной на данном сайте)
  • Девушка Даша 1.0 (на основе программы Девушка 1.0)

Следует отметить, что различия в степени имитации персонажами исходных программ весьма существенны (это связано, по-видимому, в том числе с различиями в формате баз исходных программ).

Чат, кстати, довольно удобный (мне нравится больше, чем "приватная беседа"), и интерфейс неплохой. Правда, не очень удобно вводить реплику, пользуясь экранной кнопкой; на мой взгляд, лучше было бы добавить возможность использования клавиши Enter для ввода реплики. Как и в настоящем чате, программа иногда отвечает не на последнюю, а на предпоследнюю реплику человека (с задержкой).

Примеры диалогов с персонажем в чате:


23:22:58 вошел A-LIFE3
23:23:02 вошел Инга
23:23:07 Инга: Привет.
23:23:31 A-LIFE3: Привет.
23:23:37 Инга: Как дела?
23:24:05 A-LIFE3: Замечательно!
23:24:16 Инга: Что-то ты медленно думаешь...
23:24:23 A-LIFE3: Здравствуй, Инга.
23:24:32 Инга: Мы же уже здоровались!
23:24:39 A-LIFE3: :(
23:24:47 Инга: Не обижайся.
23:24:57 A-LIFE3: :(
23:24:58 Инга: Что у тебя нового?
23:25:14 A-LIFE3: :)
23:25:22 Инга: Скажи что-нибудь.
23:25:31 A-LIFE3: Выучил пару новых фраз...
23:25:36 Инга: Каких фраз?
23:25:49 A-LIFE3: Здравствуй, Инга.
23:25:56 Инга: Ну, это не считается.
23:26:07 A-LIFE3: :)
23:26:15 Инга: А еще какие фразы ты знаешь?
23:26:24 A-LIFE3: :\
23:26:38 Инга: А сказать, значит, нечего?
23:26:41 A-LIFE3: Инга, я тебе, в силу некоторого непонимания, не отвечу.
23:26:56 Инга: Что же в моих словах непонятного?
23:26:59 A-LIFE3: А откуда взялась - печаль?
23:27:20 Инга: Это цитата?
23:27:34 A-LIFE3: :o
23:27:45 Инга: Тогда что это?
23:27:51 A-LIFE3: :)
23:28:05 Инга: Очень содержательная беседа у нас с тобой получается.
23:28:08 A-LIFE3: :D
23:28:21 Инга: Смейся, смейся. Хорошо смеется тот...
23:28:26 A-LIFE3: Инга, не понимаю!
23:28:43 A-LIFE3: Я гляжу, тебе смешно. Ладно!
23:28:44 Инга: Ничего, в свое время поймешь ;)
23:29:00 A-LIFE3: Какой ты весёлый!
23:29:07 Инга: Ты тоже.
23:29:17 Инга: О чем ты любишь разговаривать?
23:29:34 A-LIFE3: Я над этим должен обстоятельно подумать.
23:29:44 Инга: Разве ты не знаешь?
23:29:50 A-LIFE3: Инга, как всё расчудесно!:)
23:29:58 Инга: Вне всякого сомнения.
23:30:24 A-LIFE3: :D
23:31:03 A-LIFE3 нас покинул


23:33:48 вошел A-LIFE3
23:33:54 вошел Инга
23:34:01 Инга: Привет.
23:34:17 Инга: Как дела?
23:34:23 A-LIFE3: Привет.
23:34:39 Инга: Что сейчас делаешь?
23:34:40 A-LIFE3: Нормально.
23:34:56 A-LIFE3: Инга, я не знаю, что ответить.
23:35:07 Инга: Тогда не отвечай :)
23:35:13 A-LIFE3: Инга, как всё расчудесно!
23:35:24 Инга: Да, я тоже так считаю :)))
23:35:29 A-LIFE3: Инга, что расскажешь?
23:35:45 Инга: Хочешь, анекдот расскажу?
23:35:47 A-LIFE3: Инга, как дела?
23:35:59 Инга: Дела - замечательно.
23:36:04 A-LIFE3: :(
23:36:12 Инга: Тебе что-то не нравится?
23:36:20 A-LIFE3: :D
23:36:36 Инга: Экий же ты, братец, эмоциональный!
23:36:38 A-LIFE3: :(
23:36:54 Инга: И настроение у тебя меняется довольно часто, как я погляжу...
23:36:54 A-LIFE3: Неправда!
23:37:04 Инга: Да? Докажи.
23:37:12 A-LIFE3: Может, и скажу.
23:37:25 Инга: Ну, скажи, скажи!
23:37:30 A-LIFE3: Здравствуй, Инга.
23:37:47 A-LIFE3: Твоя реакция впечатляет!
23:37:48 Инга: Ну, так неинтересно. Мы здоровались уже.
23:38:24 A-LIFE3: От улыбки стало мне светлей!
23:38:29 Инга: А почему ты один в чате? Почему нельзя других добавить?
23:38:59 A-LIFE3: А что ты хочешь услышать?
23:39:14 Инга: Я хочу услышать вразумительное объяснение.
23:39:32 A-LIFE3: :\
23:39:38 Инга: Или ты сам не знаешь?
23:39:48 A-LIFE3: Инга, а что ж ты молчишь?
23:39:58 Инга: Я? Ты что-то путаешь...
23:40:22 A-LIFE3: :\
23:40:26 Инга нас покинул

К сожалению, чат работает нестабильно - из-за ошибки "Файл не найден" можно вывалиться в любой момент. По-видимому, эта ошибка возникает в связи с введением в чат новых персонажей (при работе со стандартным персонажем такой ошибки нет).

Примеры беседы группы персонажей в чате:

12:41:04 вошел Болтун
12:41:11 вошел Кэриган
12:41:17 вошел EBrain
12:41:23 вошел Женя (Cm)
12:41:27 Болтун: EBrain, ну, здравствуй, сынок!
12:41:31 вошел Даша 1.0
12:41:38 Болтун нас покинул
12:41:57 Кэриган: Привет, Даша 1.0!
12:42:01 Даша 1.0 нас покинул
12:42:21 вошел Болтун
12:42:24 Женя (Cm): EBrain, спроси у любого итальянца: Паскаль?
12:42:44 Женя (Cm): Болтун, давай познакомимся?
(Run-time error '53': File not found)

12:45:34 вошел Даша 1.0
12:45:37 вошел Женя Talkerus
12:45:37 Женя Talkerus: Привет, друг!
(Run-time error '53': File not found)

12:47:29 вошел Женя (Cm)
12:47:29 Женя (Cm): Хай.
12:47:38 вошел EBrain
12:47:38 EBrain: Здорово.
12:47:51 вошел Болтун
12:47:51 Болтун: Привет.
(Run-time error '53': File not found)

(остальные попытки понаблюдать за беседой персонажей заканчивались так же)

После неудачной попытки ознакомиться с беседой двух-трех персонажей одновременно я решила хотя бы побеседовать с каким-то персонажем, кроме собственно A-LIFE3. В данном случае для бесед использовался не чат, а программа для индивидуальных бесед.


Юзер: Привет.
Болтун: А почему такое грустное "привет"? Скажи лучше: "Привет!"
Болтун: Кто такой Леонид Данилович Кучма?
(при моей попытке ответить - все то же "File not found")


Юзер: Привет.
Кэриган: Как тебя завут?
Юзер: Инга.
Кэриган: :\
Юзер: А почему такая странная реакция?
Кэриган: :\
Юзер: Давай все же поговорим.
Кэриган: :|
Кэриган: Что такое здоровье?
Кэриган: Ты не отвечаешь на вопросы?
(снова "File not found" при попытке ответить)


Юзер: Привет.
Женя (Cm): Какую музыку ты любишь?
Женя (Cm): Чем отличаются люди?
Юзер: Тут, знаешь ли, всего и не перечислишь. Характером, внешностью, манерой разговаривать... последнее для тебя, думаю, важно.
Женя (Cm): :|
Юзер: Что, не знаешь, как реагировать?
Женя (Cm): :|


Юзер: Привет.
Женя Talkerus: Что ты знаешь о музыке?
(и опять "File not found" при попытке ответить)


Попытка побеседовать с персонажем, имитирующим мою собственную программу - Девушка 1.0 - завершилась еще более плачевно:

Юзер: Привет.
(для разнообразия после первой же реплики - другая ошибка: Invalid procedure call or argument)


Надеемся все же побеседовать с персонажами после того, как разработчик избавится от ошибок в программе.

В следующем выпуске обзора: новая версия программы MAI; программы Неандерталец, Artificial Ego

© Инга Кесс

При полном или частичном использовании этих материалов на своем сайте не забудьте поставить ссылку на Растрепанный Блокнот :)...

 
На главную страницу
 
Все о программах-собеседниках

Hosted by uCoz