Стихосложение

Стихосложение
Способ организации стихотворной речи, противопоставляющий ее прозе. В основе всякого стихосложения лежит заданное членение речи на соотносимые и соизмеримые между собой стихи с характерной стихотворной интонацией. Стихосложение бывает 3 степеней сложности.
  1. Тексты, не имеющие иной организации, кроме членения на стихи, — свободный стих.
  2. Обычно к этой организации добавляется дополнительная: строки стихов упорядочиваются, уравниваются (точно или приблизительно, подряд или периодически) по наличию тех или иных звуковых элементов. В силлабическом стихосложении основой соизмеримости строк служит общее количество слогов; в др. системах стихосложения — количество слогов определенной высоты (мелодическое стихосложение), долготы (метрическое, или квантитативное, стихосложение) или силы (тоническое, или квалитативное, стихосложение).
  3. Системы стихосложения, основанные на нескольких признаках: чаще всего одновременно упорядочивается общее количество слогов и расположение слогов определенной высоты, долготы или силы на определенных позициях слогового ряда (силлабо-мелодическое, силлабо-метрическое, силлабо-тоническое стихосложение); это упорядоченное расположение неоднородных («сильных» и «слабых») позиций в стихе называется метром.
Таким образом, стихосложение есть система упорядоченности отвлеченных звуковых признаков текста; обычно она подкрепляется также системой повторений конкретных звуковых единиц текста — звуков (аллитерация), слогов (рифма), слов (рефрен), а также грамматических конструкций (параллелизм) и пр. В разных языках различные системы стихосложения развиваются в различной степени в зависимости от фонетического строя языка (так, в русском стихе невозможны мелодическое и метрическое стихосложение, т. к. высота и долгота звуков в русском языке не фонологичны — не смыслоразличительны) и от культурно-исторических традиций и влияний (так, русское народное и раннее литературное стихосложение было тоническим; в 17 в. усвоено силлабическое, с 18 в. — силлабо-тоническое стихосложение, в 20 в. рядом с ним возрождается чисто-тоническое).
Тоническое стихосложение
Система стихосложения, основано на упорядоченности появления ударных слогов в стихе. Употребительно преимущественно в языках с сильным динамическим ударением и ослаблением безударных гласных — русском, немецком, английском и др. Внутри тонического стихосложения различаются «чисто-тоническое» стихосложение и силлабо-тоническое стихосложение; в 1-м учитывается только число, во 2-м также и расположение ударений в стихе; промежуточное положение занимают дольник и тактовик.
Дольник
Промежуточная форма между силлабо-тоническим и чисто-тоническим стихосложением: стих, в котором объем слабых промежутков между сильными (преимущественно ударными) местами колеблется в пределах 1-2 слогов («Черный ворон в сумраке снежном», А. А. Блок). В русской поэзии широко употребителен с нач. 20 в.
Силлабо-тоническое стихосложение
Разновидность тонического стихосложения, основано на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе: на сильных местах метра располагаются (исключительно или преимущественно) фонологически ударные, на слабых — безударные слоги. Основные метры силлабо-тонического стихосложения — ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест.
Стихотворный размер
Способ организации звукового состава стихотворного произведения. В силлабическом стихосложении определяется числом слогов; в тоническом — числом ударений; в метрическом и силлабо-тоническом — метром и числом стоп, и здесь обычно различаются понятия метр (напр., «ямб»), стихотворный размер (напр., «4-стопный ямб») и разновидность стихотворного размера (напр., «4-стопный ямб со сплошными мужскими окончаниями»).
Метр в стихе
Упорядоченное чередование в стихе сильных мест (иктов) и слабых мест, по-разному заполняемых. Так, в силлабо-тоническом анапесте сильные места приходятся на каждый 3-й слог и заполняются исключительно ударными слогами (ударение здесь является «константой»), а слабые — на промежуточные слоги и заполняются преимущественно безударными слогами (безударность здесь является «доминантой»). Метр в таком значении слова имеется в метрическом, силлабо-тоническом, мелодическом стихосложении и отсутствует в силлабическом и тоническом.
Стопа
Повторяющееся сочетание сильного и слабого места в стихотворном метре, служащее единицей длины стиха (напр., 2-, 3-, 4- стопные размеры стихотворные). Сильное и слабое место - чередующиеся слоговые позиции в стихе; так, в силлабо-тоническом 4-стопном ямбе сильные (С) и слабые (с) места чередуются в последовательности сСсСсСсС (где повторяющееся сочетание сС называется стопой) и различаются тем, что ударные слоги неодносложных слов могут занимать только позиции С.
АмфибрАхий
Стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 2-м слоге (схема сСс ; напр., «Не вЕтер бушУет над бОром»). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического амфибрахия — 4-стопный (с нач. 19 в.) и 3-стопный (с сер. 19 в.).
АнАпест
Стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами, с сильным местом на 3-м слоге (схема ссС ); на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение («ТАм, в ночнОй завывАющей стУже», А. А. Блок). Наиболее употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста — 4- и 3-стопный (с сер. 19 в.).
ДАктиль
Стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 1-м слоге стопы («ВЫрыта зАступом Яма глубОкая», И. С. Никитин). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля. Дактиль — 2-стопный (в 18 в.), 4- и 3-стопный (в 19-20 вв.).
Ямб
Стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха («Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил...», А. С. Пушкин). Самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры — 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).
ХорЕй
Cтихотворный метр с сильными местами на нечетных слогах стиха («Я пропАл, как звЕрь в загОне», Б. Л. Пастернак). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического хорея — 4-, 6-стопный, с сер. 19 в. — 5-стопный.
Рифма
Созвучие концов стихов (или полустиший, т. н. внутренняя рифма), отмечающее их границы и связывающее их между собой. Различают рифмы:
  • по объему - 1-сложные, 2-сложные и т. д.
  • по месту ударения (на 1, 2, 3, 4-м, ... слоге от конца) — мужские («... огнев-ой»), женские («огнев-ою»), дактилические («огнев-еющей»), гипердактилические («огнев-еющею»)
  • по точности созвучия — точные (белый — смелый), приблизительные (белым — смелом), неточные (я — меня, пламя — память, неведомо — следом)
  • по наличию опорных звуков выделяются рифмы богатые
  • по лексическим и грамматическим признакам — однородные (напр., глагольные) и разнородные, омонимические, тавтологические, составные и пр.
  • по взаимному расположению рифмующихся строк — смежные (aabb; одинаковые буквы условно обозначают рифмующиеся строки-стихи), перекрестные (abab), охватные (abba), смешанные (тернарные — aabccb), двойные, тройные и т. д.
Диссонанс
В поэзии — неточная рифма с совпадающими согласными и несовпадающим ударным гласным (стен-ая — стен-ою); термин малоупотребителен.
Ассонанс
Созвучие гласных звуков (преимущественно ударных), особенно в неточной рифме («огромность — опомнюсь», «грусть — озарюсь»). Во французской, испанской и некоторых других литературах на ассонансе строилось более старинное стихосложение, на точной рифме — более новое.
Цезура
Постоянный словораздел в стихе, напр. в силлаботоническом 5-стопном ямбе после 2-й стопы, в 6-стопном — после 3-й. Особенно употребителен в длинных (6-, 7-, 8-стопных) размерах. Обычно сопровождается интонационно-синтаксической паузой. Предцезурная стопа может нести усечение, наращение, внутреннюю рифму; тогда цезура приобретает сходство с границей стиха.
Звуковые повторы
Основной элемент фоники стиха: ощутимо повышенная концентрация одинаковых или похожих звуков. По месту в стихе различаются кольцо, когда звуки повторяются в конце и начале стиха («Редеет облаков летучая гряда», А. С. Пушкин; условное обозначение АВ... АВ), анафора, эпифора, стык (... АВ — АВ...), выделяются также звуковые повторы разложенные (АВ... А... В...) и суммирующие (А... В... АВ), метатетические (АВ... ВА), точные и неточные, двойные и тройные. К звуковым повторам относятся аллитерация, ассонанс, рифма.
Опорные звуки
Звуки, предшествующие ударному гласному в рифме (преимущественно согласные). Рифма, в которой опорные звуки совпадают, называется богатой (ограда — винограда); в русской рифме 20 в. (особенно неточной) совпадение почти обязательно.
Монорим
Стихи, построенные на одной рифме(греч. monos - один, rime - стих).
Белый стих
Стих без рифм.
Вольный стих
В силлабо-тоническом стихосложении, преимущественно в ямбе, свободное чередование разностопных по количеству строк. В русской поэзии обычный размер басен, многих элегий и посланий нач. 19 в., стихотворных комедий и драм. (Не смешивать со свободным стихом).
Свободный стих (верлибр)
Нерифмованные стихи, расчлененные на стихотворные строки, но не обладающие постоянными признаками их соизмеримости.
Октава
Строфа из 8 стихов с рифмовкой abababcc.
Онегинская строфа
14-стишие 4-стопного ямба с рифмовкой abab ccdd effe gg, создана А. С. Пушкиным («Евгений Онегин», 1823-31); у других поэтов — как сознательное подражание.
Терцина
3-стишная строфа, ряд которых дает непрерывную цепь тройных рифм abа bcb cdc («Божественная комедия» Данте).
Спенсерова строфа
Девятистишная строфа с рифмовкой ababbcbcc; 1-8-я строки — 5-стопный, 9-я — 6-стопный ямб. Создана Э. Спенсером.
Рубаи
В поэзии народов Востока афористическое четверостишие с рифмовкой ааба, аааа:
В детстве ходим за истиной к учителям,
После — ходят за истиной к нашим дверям.
Где же истина? Мы появились из капли.
Станем — прахом. Вот смысл этой сказки, Хайям.
Танка
Жанр японской поэзии. Нерифмованное пятистишие, состоящее из 31 слога (5+7+5+7+7). Отличается поэтическим изяществом и лаконичностью.
Хокку (хайку)
Жанр японской поэзии. Нерифмованное трехстишие, генетически восходящее к танка; состоит из 17 слогов (5+7+5). Отличается простотой поэтического языка, свободой изложения.
Сонет
Твердая форма: стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трехстишия-терцета (на 2 или 3 рифмы), чаще всего во «французской» последовательности — abba abba ccd eed (или ccd ede) или в «итальянской» — abab abab cdc dcd (или cde cde); условно к сонету относят «английскую» рифмовку — abab cdcd efef gg (у У. Шекспира). Возник в 13 в. в Италии; особенно популярен в поэзии Возрождения, барокко, романтизма, отчасти символизма и модернизма. Образец — «Поэту» А. С. Пушкина. Цикл (поэма) из 15 архитектонически связанных сонетов называют «венком сонетов».
Триолет
Твердая форма: 8-стишие с рифмовкой АВаА abAB, где стихи А и В повторяются как рефрены. Употреблялся в легкой поэзии 15-18 вв.
СекстИна
Твердая форма: стихотворение из 6 строф по 6 стихов, кончающихся 6 «ключевыми словами», повторяющимися (в сложно меняющемся порядке) из строфы в строфу; заключительное 3-стишие содержит все 6 ключевых слов («Опять, опять звучит в душе моей уныло», Л. А. Мей).
РондО
В стихосложении — твердая форма, стихотворение в 15 строк с рифмовкой aabba, abbr, aabbar, где r — нерифмующийся рефрен, повторяющий первые слова 1-й строки. Популярно в поэзии барокко и рококо. (франц. rondeau)

Источник: Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия CD-ROM

 
На главную страницу сайта
 
Словарь

Hosted by uCoz