Золотое сечение
(См. также: Понятие золотого сечения
Золотое сечение в архитектуре, скульптуре, живописи, фотографии
Числа Фибоначчи и золотое сечение
Золотое сечение в живой природе
Золотые пропорции в литературе. Поэзия и золотое сечение
Золотое сечение в музыке, физике, астрономии. Золотое сечение и восприятие изображений (право- и левополушарные люди))
Золотые пропорции в литературе. Поэзия и золотое сечение
Многое в структуре поэтических произведений роднит
этот вид искусства с музыкой. Четкий ритм, закономерное чередование
ударных и безударных слогов, упорядоченная размерность стихотворений, их
эмоциональная насыщенность делают поэзию родной сестрой музыкальных
произведений. Каждый стих обладает своей музыкальной формой - своей
ритмикой и мелодией. Можно ожидать, что в строении стихотворений проявятся
некоторые черты музыкальных произведений, закономерности музыкальной
гармонии, а следовательно, и золотая пропорция.
Начнем с величины стихотворения, то есть количества
строк в нем. Казалось бы, этот параметр стихотворения может изменяться
произвольно. Однако оказалось, что это не так. Например, проведенный Н.
Васютинским анализ стихотворений А.С. Пушкина с этой точки зрения показал,
что размеры стихов распределены весьма неравномерно; оказалось, что Пушкин
явно предпочитает размеры в 5, 8, 13, 21 и 34 строк (числа Фибоначчи).
Многими исследователями было замечено, что
стихотворения подобны музыкальным произведениям; в них также существуют
кульминационные пункты, которые делят стихотворение в пропорции золотого
сечения. Рассмотрим, например, стихотворение А.С. Пушкина "Сапожник":
Картину раз высматривал сапожник И в обуви ошибку
указал; Взяв тотчас кисть, исправился художник, Вот, подбочась,
сапожник продолжал: "Мне кажется, лицо немного криво ... А эта грудь
не слишком ли нага? Тут Апеллес прервал нетерпеливо: "Суди, дружок,
не выше сапога!"
Есть у меня приятель на примете: Не
ведаю, в каком бы он предмете Был знатоком, хоть строг он на
словах, Но черт его несет судить о свете: Попробуй он судить о
сапогах!
Проведем анализ этой притчи. Стихотворение состоит из
13 строк. В нем выделяется две смысловые части: первая в 8 строк и вторая
(мораль притчи) в 5 строк (13, 8, 5 - числа Фибоначчи).
Одно из последних стихотворений Пушкина "Не дорого
ценю я громкие права..." состоит из 21 строки и в нем выделяется две
смысловые части: в 13 и 8 строк.
Не дорого ценю я громкие права, От коих не одна
кружится голова. Я не ропщу о том, что отказали боги Мне в сладкой
участи оспаривать налоги Или мешать царям друг с другом воевать; И
мало горя мне, свободно ли печать Морочит олухов, иль чуткая
цензура В журнальных замыслах стесняет балагура. Все это, видите ль,
слова, слова, слова. Иные, лучшие, мне дороги права: Иная, лучшая,
потребна мне свобода: Зависеть от царя, зависеть от народа - Не все
ли нам равно? Бог с ними. Никому Отчета не давать, себе лишь
самому Служить и угождать; для власти, для ливреи Не гнуть ни
совести, ни помыслов, ни шеи; По прихоти своей скитаться здесь и
там, Дивясь божественным природы красотам, И пред созданьями
искусств и вдохновенья Трепеща радостно в восторгах умиленья, Вот
счастье! Вот права ...
Характерно, что и первая часть этого стиха (13 строк)
по смысловому содержанию делится на 8 и 5 строк, то есть все стихотворение
построено по законам золотой пропорции.
Представляет несомненный интерес анализ романа
"Евгений Онегин", сделанный Н. Васютинским. Этот роман состоит из 8 глав,
в каждой из них в среднем около 50 стихов. Наиболее совершенной, наиболее
отточенной и эмоционально насыщенной является восьмая глава. В ней 51
стих. Вместе с письмом Евгения к Татьяне (60 строк) это точно
соответствует числу Фибоначчи 55!
Н. Васютинский констатирует:
"Кульминацией главы является объяснение Евгения в
любви к Татьяне - строка "Бледнеть и гаснуть ... вот блаженство!". Эта
строка делит всю восьмую главу на две части - в первой 477 строк, а во
второй - 295 строк. Их отношение равно 1,617! Тончайшее соответствие
величине золотой пропорции! Это великое чудо гармонии, совершенное гением
Пушкина!".
Знаменитое стихотворение Лермонтова "Бородино" делится
на две части: вступление, обращенное к рассказчику и занимающее лишь одну
строфу ("Скажите, дядя, ведь недаром..."), и главную часть, представляющее
самостоятельное целое, которое распадается на две равносильные части. В
первой из них описывается с нарастающим напряжением ожидание боя, во
второй - сам с постепенным снижением напряжения к концу стихотворения.
Граница между этими частями является кульминационной точкой произведения и
приходится как раз на точку деления его золотым сечением.
Главная часть стихотворения состоит из 13 семистиший,
то есть из 91 строки. Разделив ее золотым сечением (91:1,618 = 56,238),
убеждаемся, что точка деления находится в начале 57-го стиха, где стоит
короткая фраза: "Ну ж был денек!". Именно эта фраза представляет
собой "кульминационный пункт возбужденного ожидания", завершающей первую
часть стихотворения (ожидание боя) и открывающий вторую его часть
(описание боя).
Таким образом, золотое сечение играет в поэзии весьма
осмысленную роль, выделяя кульминационный пункт стихотворения.
(См. также: Понятие золотого сечения
Золотое сечение в архитектуре, скульптуре, живописи, фотографии
Числа Фибоначчи и золотое сечение
Золотое сечение в живой природе
Золотое сечение в музыке, физике, астрономии. Золотое сечение и восприятие изображений (право- и левополушарные люди))
Источники:
www.goldenmuseum.com [1] [2]
The Golden Section - the Number and Its Geometry
Проблемы "золотого сечения" и функциональная асимметрия мозга
Божественные пропорции золотого сечения
Золотое божественное сечение в живописи, архитектуре, математике, искусстве. Божественная пропорция (proportio), золотое соотношение
Золотое сечение - фото, иллюстрации, чертежи
В.Д. Цветков. Золотое сечение и организация живых систем. Пропорция золотого сечения и структура сердечных циклов млекопитающих (также в этой статье много ссылок на научные исследования: золотое сечение в астрономии, биологии, физике, музыке, геологии)
В.Д. Цветков. Золотое сечение и деятельность сердца
Золотое сечение, ряд Фибоначчи - описание, понятие, история. Гармония пропорций в человеке, природе, математике и искусстве.
Золотое сечение - фото, иллюстрации, чертежи
Золотое сечение в архитектуре - пирамиды, соборы, дворцы, здания
Золотая пропорция в искусстве, картинах художников: Леонардо да Винчи, Боттичелли, Рафаэль, Дюрер
Виктор Лаврус. Золотое сечение
center.fio.ru
tmn.fio.ru
Гармония музыки (золотое сечение в музыке)
Порхающие цветы (бабочки, стрекозы и золотое сечение)
Золотые пропорции в ботанике
Ума палата: Гармонию поверить арифметикой?
О числах Фибоначчи
В.Дроздов. Золотое сечение в физике. Журнал "Квант", 1990 г., №2
Энциклопедия для детей. Т.11. Математика. - М.: Аванта+, 1998.
|