Стихоплюй
Несколько лет назад я нашла на каком-то диске небольшую программку, довольно старую (сделанную еще в 1991 г. под DOS), под названием "Стихоплюй". У программы есть большая база слов с указанием ударных и безударных слогов, и какое слово с какими рифмуется. Задаешь стихотворный размер (произвольный), задаешь, какие строки надо рифмовать, и начинаешь стряпать стихи. Программа выдает строки, составленные из слов базы (подобранных случайным образом, но с учетом ударений и рифм), если какая-то из строк не нравится - ее можно заменить на новую. Правда, надо потом самостоятельно определять, где какое предложение кончается, и расставлять знаки препинания.
Предмет шаловливый, печальный, почтенный:
Учтивый отшельник (классический шаг!)
Просил наобум божий дар незабвенный,
Писал под оливой бесплодный контракт -
Завет современный, последний, почтенный,
На дне - божий дар... Завершающий шаг:
Отъезд полусонный, костяк современный.
Такой повергающий дивный контракт!
Опять негодующий смех незабвенный,
Ехидный контракт на картине. Итак -
Сухой поворот, современный, согбенный.
Отшельник иной умоляет контракт,
Читает суровый костяк современный,
Холодный, тщедушный, чарующий шаг...
Контракт негодующий, правый, бесценный,
Просил, рвясь из рук, под оливой пустяк.
Правда, наблюдается некоторая бедность словарного запаса (поэтому и слова повторяются - почтенный, современный...) - но словарный запас пополняется очень просто, надобавлять в базу разных слов - и все. А можно даже целые словосочетания добавлять, только тогда разнообразия в текстах будет меньше из-за появления штампов.
Но, не в обиду некоторым поэтам будь сказано, смысла в подобном стихотворении не меньше, чем в отдельных стихах, написанных людьми. Это же не сюжет, а просто мечта поэта: отшельник под оливой ждет милости от Бога, просит Божий дар (и ведь получает его, как далее видно из текста!), пишет современный Завет (не ветхий, не Новый Завет, а Современный Завет - последений, почтенный!), контракт заключает - с Богом ли, с Сатаной ли, но все вполне современно: вот он, контракт, и на основе того контракта оставлен Самый Новый Завет. И Божий дар на дне таится... И вроде бы все получилось, но - видимо, все-таки контракт с Сатаной заключался, не с Богом, а Сатана не может не обмануть, и вот теперь - насмехается над обманутым отшельником. А отшельник все никак не может понять, что с Сатаной бесполезно заключать сделки - все равно надует; и вот просит отшельник заключить другой контракт, правильный...
Эхххх... какой сюжет! Пожалуй, стоит-таки потом как-нибудь на досуге пересказать его в прозе, в виде притчи. Нет, надо же, просто программа - а какие сюжеты придумывает! Правда, надо сказать, что тут и мое воображение хорошо поработало - но ведь это всегда так бывает, даже когда читаешь обычное стихотворение...
И обороты речевые неожиданные, довольно-таки интересные. Правда, красивостей не так уж много, но это поправимо. Я посмотрела, какие слова в базе у "Стихоплюя" (напоминаю, так называется программа) - самые обыкновенные, плюс изрядная доза политики - "марксизм, плюрализм, троцкизм"... конечно, нет в этой базе ни "жертвенника", ни "сюиты", ни "экскурса", и даже "вселенной", кажется, нет - но это, как я уже говорила, исправляется довольно легко и быстро, было бы желание.
Но, что интересно, подобные стихи часто пишут не программы, а вполне живые люди, с самым естественным интеллектом - а не с искусственным и тем более не с его эмуляцией. Если взять какую-то одну из строк и поместить в соответствующий контекст - получится интересно, нетривиально, образно... но все вместе - словоплетение. Это как с едой: есть макароны и манная каша, и есть их вроде скучно, хотя пища и питательная; есть деликатесы, изысканные блюда с необычными специями, и это очень хорошо. Но если в суповую тарелку навалить молотого перца, имбиря и корицы два стакана, а потом все это залить медом - такое есть невозможно. Хотя любители разводят все это водичкой, варят и пьют - сбитень называется. Довольно вкусно, но в малых дозах и на любителя. А если водичкой не развести - так и вообще кушать затруднительно, так как слишком уж специй много и приторно очень. Точно так же и с необычными сочетаниями слов, по-моему, перебарщивать все же не стоит. Программе простительно, она все же не обладает интеллектом, а просто комбинирует слова случайным образом...
А вот еще одно, тоже сочиненное программой стихотворение.
Исчез народ, без страсти жаркий,
И день чарующий встает.
Весь дом почтенный зимний в парке
Читал привет московский тот.
Марксизм открытый пьет отраву,
Души надлом золотоглавый...
Без страсти, без обмана стон -
Любил страдать живой закон.
И - напоследок - еще одно.
Мне город рыжей масти
Сухой костяк без страсти
Тревожно рвет на части.
Прохладный кризис власти,
Отшельник незабвенный,
Простой закон нетленный...
Встает, сказавши "здрасьте",
Пустяк ночной бесценный.
Я могла бы привести еще множество подобных стихотворений. Эти - не лучшие, они - типичные.
И они ничуть не хуже некоторых "человеческих" стихотворений - точнее, сравнимы с ними. Я не хочу сказать, что такие стихи вообще не имеют права на существование, но, по-моему, это просто отдельный жанр. Я бы сказала, "поток подсознания". Абстракционизм от литературы. Кстати, я сама иногда пишу такие стихи - лежат где-то в дальнем уголке... На самом деле это очень хороший психотерапевтический прием: если не можешь разобраться со своими проблемами, используй автоматическое письмо, записывая - в стихах или прозе, как получится - первые пришедшие на ум слова. Специалисты, как говорят, могут извлечь многое из такого потока подсознания. А обычный человек, написавший это, получает шанс разобраться в себе, вытащив наружу все, что до этого не осознавалось. Вопрос в том, как такое искусство воспринимается обычными посторонними читателями. В принципе, если взять аналогию с живописью: кому-то нравится Васнецов и Шишкин, а кому-то Пикассо. Или вообще "Черный квадрат". А есть картины (к сожалению, имен художников не помню), которые состоят из беспорядочно накиданных на белых холст ярких клякс. Очень красиво смотрится, кстати. Если не искать определенного смысла, который - судя по названию - должен в картинах присутствовать. Вот обезьяны, которые тоже рисуют такие картины (кляксы на белом фоне), названий не придумывают, они просто наслаждаются процессом творчества. Вживую, к сожалению, я этот процесс не наблюдала, только по телевизору. Некоторые из этих картин я бы с удовольствием повесила на стену.
Я ни в коем случае не хочу сравнивать людей ни с обезьянами, ни с программами, но одно дело, если "само так вышло": краски брызнули на холст, слова - на чистый лист, и как-то получилось непонятно, но красиво, а значит, и людям не грех показать: вдруг да понравится. И другое дело - если процесс творчества был долог и мучителен, и намеренно подбирались слова, как можно более странно сочетающиеся друг с другом...
инга Кесс (Эльшани)
|