О шпаргалках и честном обучении. Подготовка к экзамену: советы и хитрости

1. О шпаргалках и примерах неправильного их применения.
2. Как облегчить и сделать более приятным процесс "честного" обучения и сдачи экзаменов. Маленькие секреты при подготовке к экзамену.

О шпаргалках и примерах неправильного их применения

Есть два варианта получения хороших отметок: честный и нечестный. Нечестный включает в себя шпаргалки, заготовки ответов, выведывание вопросов контрольной или экзамена заранее - разными способами, подкуп преподавателя (не обязательно прямая взятка: коробка конфет перед экзаменом или вовремя сказанный комплимент - это тоже в некотором роде подкуп), психологические трюки и так далее. Этих способов я касаться не буду. Во-первых, это просто не в моем вкусе :) (если смотреть с моральной стороны вопроса). А во-вторых (если посмотреть с практической стороны), КПД таких способов в большинстве случаев невысок, если применять их неправильно (а "правильно" они применяются крайне редко). Чтобы воздействовать на преподавателя, надо быть хорошим психологом, потому что преподаватели тоже не дураки и догадываются, когда на них пытаются воздействовать. По крайней мере, подавляющее большинство преподавателей. Вызнать вопросы заранее - иногда бывает реально, но опять же, любой преподаватель знает о такой возможности. Вопросы к экзамену составляются именно в расчете на то, что их будут знать заранее, а вопросы к контрольной... ну вот сделает преподаватель 35 вариантов контрольной работы (реальный случай!), и что вы будете делать? Что касается шпаргалок, то за многие века их существования крайне редко появлялись шпаргалки, не обнаруживаемые преподавателями. Кто-то может не заметить, кто-то сделает вид, что не видел, но в целом...

Раз уж речь зашла о шпаргалках, расскажу о глупых способах их применения.

Есть шпаргалки банальные, сделанные способом миниатюризации (по старинке - рукописные, или современные - набранные на компьютере или отксерокопированные с уменьшением). Если сделаны они не своими руками, это вообще не вариант. Почему? Потому, что - для уменьшения занимаемой шпаргалкой площади - буквы делаются маленькими и используются различные сокращения. Разобрать эти сокращения в состоянии лишь тот, кто их сделал. Группа товарищей, сдавая мне экзамен по предмету, читавшемуся два семестра, умудрилась весь курс разместить на одной стороне листа стандартного формата А4, включая примеры (текст был набран в Ворде с использованием ну оч-чень маленького размера шрифта; естественно, набирал один человек, а распечатками пользовались все). Поскольку слова сокращались так, что иногда от них оставались лишь первые буквы, то возникла ситуация, когда человек, держащий шпаргалку прямо перед собой (причем это был листочек, содержащий ответ только на данный билет), не смог найти и прочитать в нем ответ на вопрос, хотя ответ был записан непосредственно под вопросом. Поскольку это был первый экзамен, который я принимала в своей жизни, или, во всяком случае, один из первых, меня все время мучили сомнения: то ли человек действительно совершенно не знает материал, то ли просто возникли сомнения и он решил подстраховаться с помощью шпаргалки; тогда я еще не умела это определять быстро. Будучи преподавателем не в меру мягким, я решила в порядке эксперимента предложить человеку тройку, если он ответит на мои вопросы - не выходящие за рамки программы, - глядя в собственную шпаргалку. Я предполагала, что в худшем случае, в случае полного незнания материала, человек запнется на третьем или четвертом вопросе, поскольку первые два ответа содержались непосредственно в шпаргалке (а для ответа на остальные надо было просто применить некоторое минимальное количество мозгов). Но поскольку, как выяснилось, шпаргалку человек писал не сам, он не смог разобраться в сокращениях (а может быть, не рассмотрел слишком маленькие буквы текста) и не смог ответить на на один вопрос. Такое использование шпаргалок необычайно глупо, на мой взгляд. Рукописные шпаргалки, написанные чужой рукой, - тоже не решение: из-за непонятных сокращений и неразборчивого почерка. Если же не использовать сокращения и писать более-менее крупно, шпаргалки получаются слишком большими и неудобными. Ксерокопии страниц из учебника или конспекта лекций - тоже плохо, потому что в них не выделено главное, а следовательно, объем текста получается очень большим и использовать такие шпаргалки равносильно самоубийству. Единственный более-менее целесообразный вариант использования классических шпаргалок - это написать их самому, тщательно выделив главное - то, что никак не поддается запоминанию, запомнив все остальное (и умея по паре строк из шпаргалки восстановить весь текст ответа на билет), продумав удобные сокращения и т.д. Кстати, если составлять шпаргалку правильно и самостоятельно, то структура и текст ответа на билет волей-неволей отложатся в памяти (хотя бы частично), поэтому такой способ можно рассматривать не как нечестный, а как условно-честный.

Тем не менее, даже правильно составленная шпаргалка обладает недостатками - какими именно, зависит от ее формы. Шпаргалка в форме гармошки в самый неожиданный момент разворачивается в длинную ленту на глазах преподавателя. К тому же ее почти невозможно быстро спрятать. Шпаргалки-карты рассыпаются, а если они случайно перепутаются, быстро найти нужную будет почти невозможно. Шпаргалки-рулоны требуют слишком много времени на поиск нужного ответа. Правда, все эти недостатки не проявляются, если шпаргалка очень невелика по объему (не просто по размеру, но и по количеству записанного на ней текста).

Перейдем к различным "подручным средствам": шпаргалкам, записанным на линейках, ручках, пеналах, фольге от шоколадки (под предлогом того, что на экзамене очень хочется кушать). Кстати, если экзамен идет уже достаточно долго, у голодного преподавателя шуршание шоколадкой может вызвать ненужное раздражение - если его характер хоть чуть-чуть отличается от идеального (а идеальных людей попросту не бывает) :). Причина очевидна: если студент может проголодаться за полчаса-час, которые он сидит в аудитории, то преподаватель за четыре-шесть часов проголодается тем более. Другое дело, что некоторые преподаватели раздражение в себе подавят и постараются быть объективными. А кто-то просто из вредности будет занижать оценки. Поэтому шоколадку лучше съесть до входа в аудиторию или после выхода из нее, и не дразнить гусей. А писать шпаргалки на фольге вообще бессмысленно: много записать все равно не получится. На линейке, ручке и т.п. можно записать только десяток формул или дат, остальное все равно придется держать в голове. Засунуть шпаргалки в калькулятор можно, но на экзамене по философии или истории калькулятор будет выглядеть, мягко говоря, странно; и не так уж много шпаргалок влезает в калькулятор средних размеров. Разные "технические" средства, типа сотового телефона, пейджера, плеера и т.п. я не рассматриваю: слишком очевидно для любого мало-мальски соображающего преподавателя, как их можно использовать для получения ответов на вопросы.

Можно, конечно, написать заранее ответы на все вопросы и в нужный момент вытаскивать листочек. Вариант имеет достаточно весомые недостатки. Если писать не самому, то становится заметной разница в почерке, а иногда и в цвете ручки (если два вопроса в одном билете написаны ручками с пастой чуть-чуть различающихся оттенков). Слишком аккуратный почерк и отсутствие сокращений вызывает естественные подозрения. Кроме того, момент вытаскивания заметен не только сам по себе, но и в связи с тем фактом, что только что был пустой листок - и вот уже все написано. Можно, конечно, ждать удобного момента и в ожидании его писать что-то свое, постороннее - но момента можно и не дождаться. Последствия могут быть печальными. Может, конечно, и повезти, но раз на раз не приходится. В любом случае, такой способ не менее отрицательно воздействует на нервную систему, чем применение обычных шпаргалок. Однажды я нашла в столе листок с текстом самостоятельной работы по философии, на которой была сделана попытка применить этот метод... поскольку все имена и фамилии изменены, а сама ситуация довольно типичная, я не считаю особенно неэтичным проиллюстрировать этим текстом свои слова.

Относительно неплохо выглядит вариант с написанием нужного текста простым карандашом (почти не нажимая) на страницах словаря между строк, на обложке тетради и т.п. Тем не менее, и у этого способа есть недостатки. Во-первых, не на всех экзаменах и контрольных работах есть возможность пользоваться вспомогательным материалом. Можно, конечно, взять "чистый" листок, якобы для написания еще одной страницы ответа или для черновика; но на одном листке много не напишешь, а несколько листков будут выглядеть подозрительно. Во-вторых, при слишком слабом нажиме карандаша надпись становится неразличимой, а при слишком сильном - видной преподавателю даже с того места, где он сидит. В-третьих, если записано много материала, можно потратить уйму времени на поиск. А если сделана такая шпаргалка не своими руками, найти что-либо в ней еще труднее, чем в "классической" чужой шпаргалке.

Подводя итоги сказанного, выделим основные положения. Любая шпаргалка хороша только в том случае, если она:
1. сделана своими руками;
2. материал для шпаргалки тщательно отобран - ничего лишнего, сокращения продуманы;
3. содержит не слишком большой объем материала;
4. написана не слишком мелкими, но и не слишком крупными буквами.

Использование такой шпаргалки тоже отличается от использования шпаргалки классической, написанной второпях, без обдумывания, в последний день перед экзаменом: если с "бездумной" шпаргалки приходится списывать весь текст ответа, при этом шпаргалка (относительно длинная) находится перед глазами в течение длительного времени, что увеличивает шанс на ее обнаружение, а если шпаргалку приходится прятать, то недосписанная часть ответа остается покрытой мраком; то "правильная" шпаргалка содержит не полный текст ответа, а только наиболее важные и не поддающиеся запоминанию моменты. Это могут быть какие-то ключевые даты, сложные формулы, список соответствий (например, при изучении истории какого-либо предмета обычно есть множество людей, по-разному отвечающих на один и тот же вопрос; в этом случае в списке соответствий будут стоять имена этих людей и напротив каждого - буквально по два слова: что думал каждый из них по данному вопросу). Еще раз подчеркиваю: не перегружайте шпаргалки, не пишите в них то, что может быть запомнено самостоятельно или додумано (в гуманитарных дисциплинах ответ на вопрос обычно можно "сочинить", опираясь на пару исторических фактов и на нормальную человеческую логику - правда, для этого надо уметь думать :); а в точных науках есть очень много доказываемых фактов - в этом случае даже очень длинное доказательство проще сделать самому по имеющемуся плану, чем списывать его со шпаргалки целиком - в последнем случае почти неизбежны глупейшие ошибки при списывании).

Итак, неправильный способ применения шпаргалок: второпях написать на сотне листочков все фразы из учебника или тетради, какие попадутся на глаза, или вообще позаимствовать шпаргалку у кого-то; а на экзамене или контрольной списывать со шпаргалки опять же все подряд. Правильный способ применения: писать шпаргалки самому, заранее, не торопясь, обдумывая каждый вопрос; писать только самое важное и незапоминающееся; на экзамене/контрольной взять из шпаргалки только эти незапоминающиеся факты (поскольку их мало, списываются они буквально за полминуты), а потом все остальное или вспомнить, или придумать, или вывести логически из имеющихся фактов. Нет такой вещи, до которой додумался один человек и не мог бы додуматься другой, обладая мозгами. Нельзя придумать только исторические факты. Надо просто уметь думать :). Чем лучше человек умеет думать, тем короче будут его шпаргалки - независимо от его памяти (лично у меня память отвратительная, поэтому я знаю, что говорю :)). Еще одно замечание по поводу "правильного" использования шпаргалок: не суетитесь, не доставайте их сразу. Подумайте, а нужна ли она вам, или же вы в состоянии пройти этот путь без костылей.

Как облегчить и сделать более приятным процесс "честного" обучения и сдачи экзаменов.
Маленькие секреты при подготовке к экзамену

Из всего вышесказанного кто-то может сделать в корне неправильный вывод, что на самом деле я с утра до вечера и в школе, и в вузе сидела над учебниками, зубрила, а теперь начинаю читать морали тем, кто так не делает. Нет. Я нормальный человек. Я терпеть не могу нудное просиживание над учебниками, многочасовые походы в библиотеку за дополнительной литературой и так далее. Несмотря на серебряную медаль в школе и красный диплом в вузе, я ни разу не сидела над учебниками и конспектами более двух часов подряд, да и это лишь перед экзаменами. Это слишком нудно, а у меня нет "усидчивой попы": я не могу заниматься одним и тем же неинтересным делом более получаса, и могу вас уверить, что тупое заучивание всякой ерунды я не считаю особо интересным занятием. К тому же у меня плохая память, а тупое заучивание обладает низким коэффициентом запоминания.

Тем не менее, запоминать материал все же нужно. Как я уже сказала, "правильная" шпаргалка должна содержать не полный текст ответа, а лишь ключевые моменты, остальное же восстанавливается самостоятельно (а если не волноваться на экзамене, обладать некоторой долей мозгов и владеть самыми главными понятиями из всего, что нужно знать на экзамене, в подавляющем большинстве случаев вообще можно обойтись без шпаргалок). Но для этого нужно "погрузиться в атмосферу" сдаваемого предмета. Для начала узнать ответы на три знаменитых "вопроса на 3, на 4 и на 5" из анекдота (если вы эти ответы еще не знаете): какой предмет сдаем, как зовут преподавателя и какого цвета учебник. Если вы эти ответы не знаете, то, как правильно было сказано в том анекдоте, "халява не пройдет". Затем неплохо было бы обзавестись учебниками, конспектами и т.п. Что с этим вещами делать потом?

Первое, что нужно сделать, - это просмотреть все учебники и тетради в поисках ответа на вопросы экзамена. Независимо от способов сдачи экзамена, ответы на все вопросы нужно как минимум иметь, если не знать. Исключение - случай, когда заранее известно, какой вопрос тебе достанется (иногда это бывает вполне легальное распределение вопросов преподавателем! такое тоже случается). Во всех остальных случаях надо найти ответы на все вопросы; в тетрадях и учебниках заложить эти места закладками, чтобы, не дай Бог, не пришлось лишний раз листать эти ужасные учебники :); что-то можно отксерокопировать и т.д. Если есть список вопросов к экзамену, напротив каждого вопроса стоит пометить, где есть тот или иной ответ. Каких-то ответов может не оказаться ни у вас, ни у сокурсников, ни в библиотеке, куда самый старательный сокурсник уже сходил. Такие ответы надо стребовать с преподавателя или придумать самим (какой способ выбрать - зависит от характера вопроса).

После того, как все ответы найдены, надо прочитать их все. Не вдумываясь особенно, почти пролистать - но все же с такой скоростью, чтобы глаз успевал следить за строчками. Зачем это нужно? Дело в том, что, как показывает опыт, человеческий мозг - весьма любопытная штука. Мы не забываем ничего или почти ничего; другое дело, что обычно мы почти ничего из увиденного или услышанного не можем вспомнить. Но в стрессовой ситуации, каковой экзамен или контрольная, безусловно, являются, активизируются скрытые резервы организма, и мозг может поднапрячься и выдать на-гора некогда увиденное или услышанное. Надо дать ему шанс: ведь если в памяти (даже где-то в дальних уголках) не отложилось ничего, то и вспоминать будет нечего. Это еще одна причина, по которой писать шпаргалки нужно самому. По той же причине с точки зрения запоминания лучше на лекции разгадывать кроссворд где-нибудь на задней парте, чем не ходить на лекцию совсем (даже если разгадывать кроссворд, в голове может отложиться что-то дельное; кроме того, происходит изучение не только предмета, но и преподавателя, что поможет в общении с ним на экзамене). Правда, с точки зрения психологии ситуация несколько иная: некоторые преподаватели ужасно раздражаются, когда на их лекциях занимаются посторонними делами. С другой стороны, войдите в положение преподавателя. Представьте, что вы кому-то что-то рассказываете, а всем на вас наплевать. В обычной ситуации, когда такое происходит в разговоре между друзьями, человек или взбесится и начнет кидаться на невнимательных слушателей, или уйдет в депрессию (знаете анекдот: "Доктор, меня все игнорируют!" - "Следующий!"). А плохое настроение преподавателя при виде вас может стать условным рефлексом, что может проявиться на экзамене. Так что думайте сами...

Итак, мы пролистываем все найденные ответы на вопросы, дабы хоть где-нибудь в дальнем уголке памяти запечатлеть необходимую информацию (то же нужно будет сделать еще как минимум один раз - в день перед экзаменом). Что делать дальше?

Дальше начинается процесс интересного запоминания. Предупреждаю сразу: я против тупого сидения над книгами и тетрадями. Я слишком ленивая и неусидчивая, меня еще надо заинтересовать предметом, чтобы я стала его учить :). Вот для таких людей и будут мои советы. Поскольку все люди разные, я не даю какой-то единой системы запоминания, а просто привожу возможные способы. Хороший эффект получается при применении нескольких способов одновременно.

Если вы любите всякие красивые картинки, составьте схемы ответа. В схеме должны быть план ответа на вопрос - то есть основные положения, которые в ответе будут присутствовать; основные даты, числа, имена, формулы, чертежи - то есть самое главное. Много писать не нужно, только ключевые моменты. Нарисуйте схемы разноцветными фломастерами; цвет лучше выбирать приятный, легко читаемый (желтым по белому и черным по темно-синему писать не стоит), и лучше, если одним цветом будут написаны вещи, как-то связанные друг с другом логически. Вообще связанные друг с другом понятия лучше располагать ближе друг к другу (чтобы даже визуально они воспринимались как что-то близкое - так легче устанавливаются смысловые связи), как-то графически обозначать общность понятий - заключать в рамки, стрелками показывать связи, отношения или последовательность выполнения действий и т.д. Изготовленные схемы повесьте на стены (можно использовать и другие вертикальные поверхности - двери, дверцы шкафов и т.п.). К историческим фактам нарисуйте иллюстрации (желательно посмешнее, поглупее или пооригинальнее, чтобы в память врезались). К рисункам, которые нужно запомнить, допишите какие-нибудь занятные комментарии. Если преподаватель, который читал лекции, хороший, то такие комментарии могут попасться в конспекте.

Основная теорема о вычетах Например, читая нам лекцию по криволинейным интегралам, один из моих любимых преподавателей прокомментировал рисунок к основной теореме о вычетах так:

Если в сыре много дыр,
Значит, вкусным будет сыр.
Если в нем одна дыра,
Значит, вкусным был вчера.

Я уже не помню ни точную формулировку теоремы, ни строгое доказательство (поскольку с момента сдачи экзамена эта теорема не пригодилась мне ни разу), но саму идею доказательства и рисунок не могу вычеркнуть из памяти, даже если очень стараюсь :). В общем, не надо делать схемы слишком серьезными, иначе будет скучно. Проявите фантазию :)

Схемы ответов с иллюстрациями вешаете на стенку. Не намертво, ни в коем случае. Можно прилепить скотчем к двери или к дверце шкафа, но не в дальний угол, а туда, где листки постоянно будут "перед носом". Время от времени надо к ним подходить и любоваться своим творением. Заучивать наизусть не обязательно, достаточно периодически читать: если нарисовано красиво и с умом (и тем более - если с юмором), оно "само" врежется в память.

Если с художественными способностями плохо, но вы любите писанину - можно написать ответы на все вопросы в отдельную тетрадочку. Как показывает опыт, конспекты (а тем более учебники) перегружены лишней информацией. Если вы чего-то решительно не понимаете - лучше не связывайтесь. Запомнить не сможете, а если спишете этот вопрос на экзамене, то любой дополнительный вопрос преподавателя посадит вас в лужу. Поэтому пишите только то, что понимаете. Исключение - обязательные части ответа; то есть если в вопросе билета сказано: "Теорема такая-то", то избежать произнесения как минимум формулировки этой теоремы будет затруднительно. То же относится к разнообразным законам, теориям и так далее. В этом случае надо поймать кого-то, кто разбирается в вопросе, припереть к стенке и заставить объяснить вам этот вопрос "на пальцах". Если этот, который разбирается, будет пытаться рассказать все "по-умному", вежливенько верните его на путь истинный. Его объяснение должно быть доступным даже идиоту (каковым Вы, безусловно, не являетесь, но надо же подстраховаться :)) и занимать не более трех минут (более длинное объяснение быстро наскучит и потому не запомнится).

Ответы на вопросы (только то, что понятно!) пишутся в отдельную тетрадь или на листочки (текст только с одной стороны). Тетрадь надо периодически перелистывать, а листочки повесить на стену и время от времени, проходя мимо, читать. Такой способ запоминания наиболее результативный, но требует некоторой силы воли как для написания, так и для чтения. Насчет силы воли, я думаю, понятно; а чем объясняется результативность? Во-первых, во время выделения главного происходит логическое осмысление материала. Во-вторых, во время записывания идет запоминание механическое. Плюс задействование зрительной памяти при созерцании написанного текста. У меня плохая память, но после десятикратного рассматривания одного и того же текста (даже без намерения его запомнить) волей-неволей текст и картинки как бы "фотографируются", и на экзамене остается только мысленно перелистывать странички, вспоминая, что было написано в левом верхнем углу, а что в правом нижнем. Такой способ подходит в основном для точных наук.

Что делать с дисциплинами гуманитарными? Здесь нужно подключить свое умение влезть в чужую шкуру. Гуманитарные дисциплины тем и хороши, что, постегнув свое воображение, можно придумать ответ почти на любой вопрос. Надо только знать, в какую сторону думать. Вот этим и стоит заняться. Во время подготовки к экзамену надо поставить себя на чье-либо место (это может быть конкретный человек, занимавшийся данным вопросом, или абстрактное "общество", про которое говорится в вопросе билета - точнее, отдельный член общества). Что при этом подключать, логику или эмоции, - зависит от ваших склонностей. Главное - прочувствовать атмосферу вопроса, проникнуться ею. Единственное замечание: во многих вопросах есть конкретные названия теорий, даты, имена; вот их все равно придется запомнить каким-то иным способом.

Если все перечисленные способы кажутся вам слишком скучными, попробуйте развлечь себя. Совместите приятное с полезным. Как именно - зависит от ваших вкусов. Например, когда я готовилась к экзамену по проективной геометрии, у меня был период увлечения пасьянсами. Я нарисовала карты (в нужном количестве); в уголках карт, как и положено, стояло "семерка червей" или "дама пик", а в середине - теорема с чертежом или определение. Каждый раз, когда мне встречалась какая-то карта с теоремой, я просто мысленно прочитывала ее формулировку. Потом мы этими картами в дурака играли - за пару дней до экзамена. В этом случае запоминание было как бы второй целью, а первой - выиграть; но запоминалось великолепно :). Можно просто написать ответы на карточках и в случайном порядке вытягивать одну из них и читать. Чем хорош этот способ? Во-первых, чтобы разместить все важное на маленькой карточке, волей-неволей приходится отбирать материал; при этом подключаются мозги (так как выбирать нужно не механически, а осмысленно, самое важное), а осмысленное запоминание всегда было, есть и будет более прочным, чем тупое зазубривание. Во-вторых, если карточки читать в случайном порядке, вы морально готовитесь к экзамену - там тоже достанется какой-то случайный вопрос. Многих такая неожиданность нервирует, и это мешает нормально вспомнить материал. Поэтому лучше потренироваться заранее.

Если вы вообще не любите воспринимать информацию визуально - в книгах или тетрадях - есть "ленивый" способ. Берете магнитофон, задиктовываете на кассету текст ответов (желательно не слишком нудным голосом, а то при прослушивании уснете), а затем слушаете. Заниматься во время прослушивания можно чем угодно. Можно писать картины маслом. Можно посуду мыть или медитировать в позе лотоса. Можно засунуть кассетку в плеер и пойти кататься на лыжах. Единственное, чего нельзя делать, - это параллельно с кассеткой заниматься чем-то, что требует напряжения мозгов или хоть какого-то их задействования. Нельзя смотреть телевизор, разговаривать по телефону и т.п. А так - занимайтесь чем хотите. Лично я вообще ставила эту кассетку вместо колыбельной на ночь: получается что-то вроде обучения во сне. Правда, в этом случае такой способ должен быть не единственным :). Потому что воспринимается только часть информации - у сна есть различные фазы, и в разных фазах активность мозга и его способность реагировать на внешние раздражители меняется.

Если запоминаемое вызвало хоть какой-то отклик в вашей душе (независимо от характера этого отклика), поделитесь с окружающими. Например, при подготовке к экзамену по психологии или философии можно встретить немало полезных фактов, которые многим пригодятся в обычной жизни. При подготовке к экзаменам по естественным наукам могут встретиться факты просто любопытные. Конечно, некоторые факты известны если не всем, то почти всем; другие же, относящиеся к специальным областям, которые не популяризировались с помощью публикаций во всевозможных развлекательных журналах, могут оказаться новыми для тех, кто не учится и никогда не учился тому, чему учитесь вы.
Можно и немного повредничать. Ни с чем не сравнимое удовольствие доставляет, например, целенаправленное зачитывание вслух фрейдовских творений (не выдержек из учебника, а именно полного текста) в приличном обществе. На все возмущенные реплики можно абсолютно честно говорить, что вы готовитесь к экзамену :).
Те вопросы, которые вам хоть немного понятны, полезно бывает обсудить с теми, кто не понимает вообще ничего. Польза от этого будет прежде всего вам. Как в том анекдоте: "Раз объяснил, два объяснил, три объяснил - даже сам понял, а он все равно никак не понимает!".

Как построить процесс подготовки к экзамену? Можно выделить несколько этапов. Длительность каждого этапа не указываю, так как время, отводимое на подготовку к экзамену, варьируется в достаточно широком диапазоне.
1. Получаем список вопросов, находим учебники и конспекты.
2. В учебниках и конспектах находим ответы на все вопросы; чего нет - спрашиваем у однокурсников.
3. Прочитываем все ответы для ознакомления, поверхностно.
4. Выкидываем все лишнее, чего в билете нет. Оставшееся систематизируем, выделяем главное и второстепенное. Добиваемся понимания сути каждого вопроса, каждой теории или теоремы - пока на уровне идеи ("учим на тройку").
5. Одним из вышеуказанных способов или каким-либо еще пытаемся запомнить то, что выделили в качестве главного. Параллельно разбираемся с каждым пунктом теории или с каждой строчкой теоремы, чтобы понять - но пока не для того, чтобы запомнить! ("учим на четверку") Периодически пытаемся воспроизвести ответы на билеты - пока в том порядке, в каком они записаны в программе экзамена. Именно на этом этапе выясняется, чего именно мы не в состоянии запомнить; следовательно, "правильные" шпаргалки пишутся тоже именно на этом этапе.
6. Если время и силы позволяют - выясняем ответы на дополнительные вопросы (в случае если есть предположения, какими будут эти вопросы), выучиваем то, что было написано в шпаргалках, пытаемся отвечать на билеты в случайном порядке.

Все эти этапы должны завершиться не в ночь перед экзаменом, а за день до этого - в крайнем случае за полдня. Знания должны отлежаться, переработаться. Это факт, проверенный многими тысячами экзаменующихся на практике и подтвержденный многочисленными теоретическими исследованиями. В конце дня перед экзаменом надо еще раз быстро пробежаться по всем вопросам (именно пробежаться - основную подготовку к этому моменту надо уже завершить). Некоторые психологи советуют перед экзаменом читать только те вопросы, которые ты хорошо знаешь, - будто бы все равно не сможешь ничего запомнить, если будешь читать вопросы неизвестные; только вызовешь у себя паническое настроение. Мой опыт показывает, что это не всегда так. Один раз, основательно подготовившись к экзамену, я не оставила времени на подготовку одного-единственного вопроса (его я даже не читала). Поскольку вопросов было много, я понадеялась, что он мне не попадется, но для очистки совести заглянула в тетрадь перед заходом в аудиторию. Естественно, мне попался именно этот билет. Мне удалось вспомнить все, что я увидела за пять минут до экзамена, и ответила я довольно успешно (на пятерку - с учетом второго вопроса, который я знала), чего, естественно, не было бы, если бы я послушалась психологов. Тем не менее, если таких пропущенных вопросов много, за пять минут их не запомнишь, а рассчитывать на везение и читать только один-два из них действительно не стоит. Так что все зависит от ситуации.

При подготовке к экзамену многие используют различные вещества - либо стимулирующие (чтобы за одну ночь успеть выучить китайский язык :)), либо, наоборот, успокаивающие (чтобы на экзамене руки не тряслись от страха). Большинство этих веществ применять не стоит. Успокаивающие - потому, что они отупляют. Человек перестает соображать, а в этом случае шанс успешной сдачи экзамена резко снижается даже в случае, если человек действительно все знает, не говоря уже о случаях, когда надо как-то извернуться и придумать ответ на дополнительный вопрос, который слышишь первый раз в жизни. Крепкий чай и черный кофе на кого-то действительно действуют бодряще, помогают не спать всю ночь. Но может наступить парадоксальная реакция, когда кофе действует как снотворное. Кроме того, все это не лучшим образом воздействует на давление и нервную систему. Есть случаи, когда активное потребление кофе во время сессии приводило в кардиологический диспансер. В общем, все хорошо в меру. Вот шоколад есть полезно (в разумных количествах, естественно). Во-первых, как говорят, он хорошо влияет на мозг, заставляет его трудиться активнее. Во-вторых, шоколад содержит некие вещества (название сейчас не помню), которые повышают настроение. Некоторые советуют глицин. Маленькие такие таблеточки (и, кстати, недорогие), которые надо ежедневно класть под язык и рассасывать, и в результате свершится чудо - помимо прочих полезных эффектов, улучшится мозговая деятельность, частично снимется стресс и т.д. Хотя есть сведения, что для эффективного воздействия глицин надо потреблять регулярно в течение длительного времени, однократный прием таблетки ничего не даст. А вот если начать принимать заранее - вполне возможно, поможет. Соображать будете лучше. Хотя придумать можно не все, кое-какие факты выучить в любом случае придется.

Еще есть такая полезная вещь - янтарная кислота. Продается в аптеках как витамин, стоит буквально копейки (в отличие от многих суперсредств аналогичного назначения). Опыт показывает, что потребление от 1/2 до 2 таблеток янтарной кислоты (часов в 11 вечера) позволяет не спать всю ночь и не клевать при этом носом весь следующий день. Впрочем, это средство малопроверенное; лучше испробовать его заранее, чтобы выяснить свою индивидуальную реакцию. У некоторых товарищей это средство вызывало примерно такую же реакцию, как и потребление целого арбуза в один присест: приходилось каждые полчаса прерывать свои дела и кое-куда бегать. Опять же, сонливость исчезает, но мозг работает на следующий день со скрипом (как и положено после бессонной ночи). Так что в день перед экзаменом лучше этим средством не пользоваться. Вот для срочного написания рефератов - можно... правда, потом надо реферат хорошенько перечитать (предварительно выспавшись), чтобы выяснить, какой бред мы написали бессонной ночью, бред этот подкорректировать и сделать похожим на нормальный текст :).

Итак, мы плавно перешли к рефератам.

"Быстрорастворимые" рефераты

См. также: Как сдавать экзамены. Комментарии к главе из книги Ю.Эхо "Письменные работы в вузах": "Как сдавать экзамены в нолях"

© Инга Кесс

 
На главную страницу
 
Все заметки на полях

Hosted by uCoz