Несуществующее животное
Метод исследования личности с помощью проективного теста
"Несуществующее животное" построен на теории психомоторной связи. Для
регистрации состояния психики используется исследование моторики (в
частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в
виде графического следа движения, рисунка) По И. М. Сеченову, всякое
представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим
представлением, заканчивается движением (буквально- “Всякая мысль
заканчивается движением”).
Если реальное движение, интенция по какой-то причине не
осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное
напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения (на
представление - мысль). Так например, образы и мысли-представления,
вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в
мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством
или защитой с помощью рук - ударить, заслониться. Тенденция движения имеет
направление в пространстве: удаление, приближение, наклон,
выпрямление, подъем, падение. При
выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой
модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к
пространству, т.е. возникающую тенденцию. Пространство, в свою очередь,
связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом:
настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или
идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное
сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью
(отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и
его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны
с будущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) левая
сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями,
с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая
доминантной правой руке) – с положительно окрашенными эмоциями, энергией,
активностью, конкретностью действия.
Помимо общих закономерностей психомоторной связи и
отношения к пространству при толковании материала теста используются
теоретические нормы оперирования с символами и символическими
геометрическими элементами и фигурами.
По своему характеру тест “Несуществующее животное”
относится к числу проективных. Для статистической проверки или
стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных
формах. По составу данный тест – ориентировочный и как единственный метод
исследования обычно не используется и требует объединения с
другими методами в качестве
батарейного инструмента исследования.
Инструкция: “Придумайте и нарисуйте НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ
животное и назовите его НЕСУЩЕСТВУЮЩИМ названием”.
Показатели и интерпретация
ПОЛОЖЕНИЕ РИСУНКА НА ЛИСТЕ. В норме рисунок расположен по
средней линии вертикально поставленного листа. Лист бумаги лучше всего
взять белый или слегка кремовый, неглянцевый. Пользоваться карандашом
средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.
Расположение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем
ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как
недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со
стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к
самоутверждению.
Положение рисунка в нижней части – обратная тенденция:
неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность,
незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие
тенденции к самоутверждению.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ СМЫСЛОВАЯ ЧАСТЬ ФИГУРЫ (голова или замещающая
ее деталь). Голова повернута вправо – устойчивая тенденция к деятельности,
действенности: почти все, что обдумывается, планируется – осуществляется
или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до
конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов,
наклонностей.
Голова повернута влево – тенденция к рефлексии, к
размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов
реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также
боязнь перед активным действием и
нерешительность. (Вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь
активности – следует решить дополнительно.)
Положение “анфас”, т.е. голова направлена на рисующего
(на себя), трактуется как эгоцентризм.
На голове расположены детали, соответствующие органам
чувств – уши, рот, глаза. Значение детали “уши” – прямое:
заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе.
Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется,
предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки
или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные
реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего
поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки
губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с
прорисовкой губ – как чувственность; иногда и то и другое вместе. Открытый
рот без прорисовки языка и губ, особенно – зачерченный, трактуется как
легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с
зубами – вербальная агрессия, в
большинстве случаев – защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на
обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей
и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы
(боязливость, тревожность).
Особое значение придают глазам. Это символ присущего
человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки.
Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы –
истеро-идно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные
черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы – также
заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой
одеваться, придание этому большого значения.
Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) размер
головы говорит о том, что испытуемой ценит рациональное начало (возможно,
и эрудицию) в себе и окружающих.
На голове также бывают расположены дополнительные детали:
например, рога – защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими
признаками – когтями, щетиной, иглами – характер этой агрессии: спонтанная
или защитно-ответная. Перья – тенденция к самоукрашению и самооправданию,
к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически – чувственность,
подчеркивание своего пола и, иногда, ориентировка на свою сексуальную
роль.
НЕСУЩАЯ, ОПОРНАЯ ЧАСТЬ ФИГУРЫ (ноги, лапы, иногда –
постамент). Рассматривается основательность этой части по отношению к
размерам всей фигуры и по форме:
а) основательность, обдуманность, рациональность принятия
решения, пути к выводам, формированияе-суждения, опора на существенные
положения и значимую информацию;
б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и
неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения
(особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).
Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединение точно, тщательно или небрежно, слабо
соединены или не соединены вовсе – это характер контроля за своими
рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность
формы ног, лап, любых элементов опорной части – конформность суждений и
установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие
в форме и положении этих деталей – своеобразие установок и суждений,
самостоятельность и небаналыюсть; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или
инакомыслие (ближе к патологии).
ЧАСТИ, ПОДНИМАЮЩИЕСЯ НАД УРОВНЕМ ФИГУРЫ. Могут быть
функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца,
детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей,
цветково-функциональные детали – энергия охвата разных областей
человеческой деятельности, уверенность в себе, “самораспространение” с
неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо
любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места
под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий
(соответственно значению детали-символа – крылья или щупальца и т.д.).
Украшающие детали – демонстративность, склонность обращать на себя
внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее
подобие в султане из павлиньих перьев).
ХВОСТЫ. Выражают отношение к собственным действиям,
решениям, выводам, к своей вербальной продукции – судя по тому, повернуты
ли эти хвосты
вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо – отношение к своим действиям и поведению. Влево – отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным
возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или
отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх
(уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство
собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном,
раскаяние и т.п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких,
иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные
и иногда разветвленные.
КОНТУРЫ ФИГУРЫ. Анализируются по наличию или отсутствию
выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии
контура. Это защита от окружающих, агрессивная – если она выполнена в
острых углах; со страхом и тревогой – если имеет место затемнение,
“запачкивание” контурной линии; с опасением, подозрительностью – если
поставлены щиты, “заслоны”, линия удвоена. Направленность такой защиты –
соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры –
против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет,
ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту,
родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур – защита против насмешек, непризнания, отсутствия
авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые
контуры – недифференцированная опасливость и готовность к самозащите
любого порядка и в разных ситуациях; то же самое – элементы “защиты”, расположенные не по контуру, а
внутри контура, на самом корпусе животного. Справа – больше в процессе деятельности (реальной), слева – больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.
ОБЩАЯ ЭНЕРГИЯ. Оценивается количество изображенных
деталей – только ли необходимое количество, чтобы дать представление о
придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело,
хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и
дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, – или имеет
место щедрое изображение не только необходимых, но “ усложняющих
конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных
частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В
обратном случае – экономия энергии, астеничность организма, хроническое
соматическое заболевание. (То же самое подтверждается характером линии –
слабая паутинообразная линия, “возит карандашом по бумаге”, не нажимая на
него.) Обратный же характер линий – жирная с нажимом – не является
полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на
резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа
(судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) – резкая тревожность.
Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ , выполнен таким
образом (т.е. к чему привязана тревога).
ОЦЕНКА ХАРАКТЕРА ЛИНИИ (дубляж линии, небрежность,
неаккуратность соединений, “островки” из находящих друг на друга линий,
зачернение частей рисунка, “запачкивание”, отклонение от вертикальной оси,
стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при
анализе пиктограммы. То же – фрагментарность линий и форм,
незаконченность, оборванность рисунка.
Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих,
нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья,
либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему
“Я”, представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по
значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае
рисуемое животное – представитель самого рисующего.
Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с
постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо
четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду
(штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног
и лап на руки, – свидетельствует об инфантильности, эмоциональной
незрелости, соответственно степени выраженности “очеловечивания”
животного. Механизм сходен (и параллелен) аллегорическому значению
животных и их характеров в сказках, притчах и т.п.
Степень агрессивности выражена количеством, расположением
и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной
деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы
агрессии – когти, зубы, клювы.. Следует обратить внимание также на
акцентировку сексуальных признаков – вымени, сосков, груди при
человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.
Фигура круга (особенно – ничем не заполненного)
символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость
своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим,
наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают
очень ограниченное количество данных для анализа.
Обратить внимание на случаи вмонтирования механических
частей в тело “животного” – постановка животного на постамент, тракторные
или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта;
вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного –
рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и
глубоких шизоидов.
Творческие возможности выражены обычно количеством
сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого
начала принимают форму “готового”, существующего животного (люди, лошади,
собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается “готовая”
существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим –
кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность
выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.
Название может выражать рациональное соединение смысловых
частей (летающий заяц, “бегекот”, “мухожер” и т.п.). Другой вариант –
словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или
окончанием (“ратолетиус” и т.п.). Первое – рациональность, конкретная
установка при ориентировке и адаптации; второе – демонстративность, направленная главным образом
на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются
названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления (“лялие”, “лиошана”,
“гратекер” и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим,
неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в
основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.
Наблюдаются иронически-юмористические названия
("риночурка", "пузыренд" и т.п.) – при соответственно
иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия
имеют обычно повторяющиеся элементы (“тру-тру”, лю-лю”, “кускус” и т.п.).
Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно
удлиненными названиями (“аберосинотиклирон”, “гулобарниклета-миешиния” и
т.п.).
Источник:
azps.ru - А.Я.Психология
|