Обзор программ-собеседников. Выпуск 12
Ноябрь 2005. В выпуске: проект "Салмакида", новая версия программы Diala (5.2).
См. также: выпуски [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11.1] [11.2]
Проект "Салмакида"
(Flash. Offline-версия: 959 Kb, включая графику)
Разработчик: Сергей Коцун, 2005 г.
www.gmfpai.nm.ru/chlamydomonas/
Скриншот
Из описания проекта:
Проект: "Салмакида".
© ЦПБ им. К.Бакстера 2005
Проект создан в рамках расширения "диалога" между человеком и одноклеточной водорослью.
Центр прикладной биофизики им. К.Бакстера.
Целью проекта "Салмакида" является изучение упорядоченных чередований частоты колебаний жгутиков хламидомонады. Центром Бакстера собрано и проанализировано более 150-ти наиболее часто повторяющихся чередований, создан эмулятор чередований и изучены ответы хламидомонады колебаниям эмулятора.
(далее - см. справку на сайте проекта :)
Салмакида сочиняет и декламирует стихи (озвученный словарный запас - 150 слов). Образцы стихотворений:
спички восторженно смотрят на нас
в складочках кожи
первый блеф хранит молчание
я жгу дневники во влажной руке
горячее лето нелепо помнит
темнеющий лик
вода копится в сером пиджаке
острое утешенье завистливо
болит
я напряжённо возвращаюсь
в чужом обличии
пугливое лето не поддаётся
Кроме того, с Салмакидой можно поговорить (ввод текста с клавиатуры, реплики не озвучиваются). Пример диалога:
Салмакида (17. 30): Здравствуйте.
Инга (17. 30): Добрый вечер.
Салмакида (17. 30): Как прошла первая половина дня?
Инга (17. 31): Время было проведено не без пользы :).
Салмакида (17. 31): Сейчас 17 ч. 31 мин. 44 сек.
Инга (17. 31): Спасибо за информацию.
Салмакида (17. 32): Не за что.
Инга (17. 32): Легко ли быть водорослью?
Салмакида (17. 33): Затрудняюсь ответить на этот вопрос.
Инга (17. 34): Но ты же одноклеточная водоросль.
Салмакида (17. 34): Повезло с собеседником.
Инга (17. 35): Я первый раз разговариваю с водорослью, и должна сказать, что ты отвечаешь довольно разумно.
Салмакида (17. 35): С точки зрения человека, во мне нет никакого интеллекта. Одни рефлексы.
Инга (17. 36): У некоторых людей в процессе общения тоже одни рефлексы...
Салмакида (17. 37): Инга, Вы водоросль?
Инга (17. 37): Нет, я человек.
Салмакида (17. 37): Не может быть.
Инга (17. 38): Почему же не может быть? Мне тоже трудно поверить, что я разговариваю с водорослью :).
Салмакида (17. 38): Мне кажется Вы лицемерите и на самом деле Вам не интересно почему же не может быть Вам тоже трудно поверить что Вы разговариваете с водорослью ?
Инга (17. 39): Мне интересно. Особенно после того, как я увидела, что ты можешь использовать часть реплики, только что сказанной человеком.
Салмакида (17. 39): Содержащийся в стигме родопсин позволяет мне видеть лишь свет и его отсутствие, но мне этого хватает.
Инга (17. 40): Хватает для чего?
Салмакида (17. 40): Для чего ? А почему Вас это интересует?
Инга (17. 41): Просто из твоей фразы не вполне понятно, что ты хочешь сказать.
Салмакида (17. 41): Сложно немного, но разобраться я думаю всё таки можно.
Инга (17. 43): Да, но ты, во-первых, используешь терминологию, которая близка в основном людям, которые часто общаются с водорослями... а я не так уж часто общаюсь с водорослями. А во-вторых, ты просто недоговариваешь фразу.
Салмакида (17. 43): Разве это часто.
Инга (17. 44): Я пока не знаю, часто или нет. Я имела в виду одну-единственную фразу.
Салмакида (17. 44): Разве это часто.
На сайте проекта вы можете поговорить с ботом онлайн (я разговаривала с оффлайн-версией). Вообще рекомендую заглянуть на сайт Сергея Коцуна; там много интересного, в том числе проекты, связанные с обработкой и генерацией текста: генератор музыки, футуристических стихов и абстрактных изображений, проект "Часы" (отображение времени на циферблате "десятичных часов", в сутках которых 10 часов, в часе - 100 минут, а в минуте - 100 секунд; такая система измерения времени была предложена во Франции в 1793 г. при введении метрической системы; "двоичные" часы, поступившие в продажу в Японии в 2004 г.; часы, показывающие юпитерианское время, и другие интересные модели, отображающие текущее время); Переводчик, переводящий введенный с клавиатуры текст в одну из следующих азбук: оптический телеграф К.Шаппа, азбука П.Шиллинга, семафорная азбука (флажный семафор), азбука Морзе, дактильный алфавит, а также другие азбуки (информация об используемых азбуках есть на сайте проекта).
Diala (версия 5.2)
(DIALA.EXE, 974 Kb, базы 5,72 Mb (без файла SENT - 3,43 Mb); архив программы - dialarar.exe, 2882 Kb)
Разработчик: Виктор Романовский, 2005 г.
http://diala.chat.ru
Скриншот
Вышла новая версия (5.2) одной из моих любимых программ-собеседников - программы Diala. Напоминаю, что Diala c версии 5.0 имеет стандартный оконный интерфейс. В новой версии пополнены базы и, как всегда, усовершенствован алгоритм поиска ответа.
В ходе беседы с Диалой у меня получилась вот такая замечательная последовательность реплик:
DIALA: ТОЛЬКО ДУРАК УЧИТЬСЯ НА СВОИХ ОШИБКАХ, А УМНЫЙ УЧИТЬСЯ НА ОШИБКАХ ДУРАКОВ.
"Учится" - "что делает". Без мягкого знака.
DIALA: ДУРАК УЧИТСЯ НА СВОИХ ОШИБКАХ, УМНЫЙ НА ЧУЖИХ. ВЫХОДИТ, ЧТО УМНЫЕ УЧАТСЯ У ДУРАКОВ?
Вполне осмысленная поправка, которую мог бы сделать человек, общающийся в чате или аське.
Мне нравится способность Диалы связывать одни слова с другими. Однако это иногда приводит к "зацикленности" диалога. Программа все время возвращается к одной и той же теме. Незначительные изменения темы в ходе диалога существенно ситуации не меняют, а резкое изменение темы - "против правил игры". Впрочем, эта особенность не делает Диалу не похожей на человека; скорее, наоборот: многим людям свойственно все время возвращаться к одному и тому же вопросу, который их очень беспокоит.
Диалог полностью:
DIALA: ДОБРЫЙ ДЕНЬ! ПОГОВОРИМ? ЕСЛИ ПОМНИТЬ ВЫГОДНО, НИКТО ЗАБЫТ НЕ БУДЕТ.
Ты помнишь все, о чем с тобой говорят люди?
DIALA: НОЧНОЙ КЛУБ: МЕСТО, КУДА ЛЮДИ, КОТОРЫМ НЕЧЕГО ВСПОМНИТЬ, ПРИХОДЯТ, ЧТОБЫ ЗАБЫТЬСЯ.
Тебе есть что вспомнить?
DIALA: ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ОСОБЕННОСТЬ ПАМЯТИ У СТУДЕНТА: НЕ ЗНАЛ, НО ВСПОМНИЛ.
Что ты знаешь о студентах?
DIALA: СТУДЕНТ НА ПЯТОМ КУРСЕ ГОВОРИТ МАТЕРИ: - СЕГОДНЯ ВОТ ЭКЗАМЕН СДАЮ. -
КАКОЙ? - НЕ ЗНАЮ ПОКА. ВОТ ПРИДУ В ИНСТИТУТ, ТАМ РЕБЯТА СКАЖУТ.
Вся наша жизнь - большой экзамен.
DIALA: УЧИТЕЛЬ: ВОВОЧКА, РАССКАЖИ НАМ ТЕОРЕМУ ПИФАГОРА! ВОВОЧКА: КОРОЧЕ, Я САМ ДО КОНЦА НЕ ВРУБАЮСЬ, НО СУММА КВАДРАТОВ КАТЕТОВ ПО ЖИЗНИ РАВНА КВАДРАТУ ГИПОТЕНУЗЫ. ВЕСЬ КЛАСС: ДА ТЫ ГОНИШЬ! ВОВОЧКА: ДА Я ОТВЕЧАЮ! HУ, НА КРАЙНЯК, НЕМНОГО БОЛЬШЕ!
Ты в школу ходила?
DIALA: ШКОЛА - ЭТО МЕСТО, ГДЕ УЧИТЕЛЯ ТРЕБУЮТ ОТ УЧЕНИКА ЗНАНИЙ ПО ВСЕМ ПРЕДМЕТАМ, В ТО ВРЕМЯ КАК САМИ ЗНАЮТ ПО ОДНОМУ.
Да, а иногда и по одному не знают...
DIALA: В ШКОЛЕ Я НИКОГДА НЕ УЧИЛАСЬ. ВСЕ МОИ ЗНАНИЯ ПОЧЕРПНУТЫ ИЗ БЕСЕД С УМНЫМИ ЛЮДЬМИ.
Ты любишь разговаривать?
DIALA: ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧТО РАЗ Я ПОДПОЛКОВНИК, ТО НИЧЕГО НЕ ПОНИМАЮ? Я ТОЖЕ, МЕЖДУ ПРОЧИМ, В ШКОЛЕ УЧИЛАСЬ.
Ты же говоришь, что не училась!
DIALA: ТЫ УЧИЛАСЬ В ШКОЛЕ ?
Я - да. А вот ты - нет.
DIALA: ВРЕМЯ - ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ УЧИТЕЛЬ, НО, К СОЖАЛЕНИЮ, ОНО УБИВАЕТ СВОИХ УЧЕНИКОВ.
Ты философ...
DIALA: ЕСТЬ ТАКАЯ СЕКСУАЛЬНАЯ ИГРА, СТРОГИЙ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИЦА.
Это кто же тебя такому научил?!.
DIALA: ЦЕЛОСТНОГО ЗНАНИЯ, ЦЕЛОСТНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МИРЕ НЕТ СЕГОДНЯ НИ У УЧЕНИКА, НИ У УЧИТЕЛЯ.
Потому что сейчас картина мира очень сложная, ее трудно охватить сразу. Древним
было проще: мир стоит на трех слонах, слоны - на черепахе, а черепаха плавает в
море, которое накрыто хрустальным колпаком. Вот и все представления о мире :).
DIALA: УЧИТЕЛЬ, СТАВЯ ОЦЕНКИ УЧЕНИКАМ, СТАВИТ ИХ САМ СЕБЕ.
Да, и эти оценки не всегда адекватны.
DIALA: ЕСТЬ ТАКОЙ АНЕКДОТ: УЧИТ МЕДВЕДЬ СВОЕГО МЕДВЕЖОНКА ПО ДЕРЕВЬЯМ ЛАЗИТЬ, А
ТОТ ВСЕ ВРЕМЯ ПАДАЕТ. МЕДВЕДЬ ЕМУ И ГОВОРИТ:'ТЕБЕ ЧТО,ЧАЙКОВСКИЙ НА НОГУ НАСТУПИЛ?'.
Ты любишь животных?
DIALA: УЧИТЬСЯ МОЖНО НЕ ТОЛЬКО У ЛЮДЕЙ, НО ДАЖЕ У ЖИВОТНЫХ!
Чему же можно научиться у животных?
DIALA: УЧИТЕЛЬ НЕ МОЖЕТ ВОВРЕМЯ ВЫСМОРКАТЬ НОСЫ СВОИХ УЧЕНИКОВ.
Ну, животные с этим вполне справляются. Кошки, например. Они котятам мордочки
вылизывают.
DIALA: САТАНА ПРЕДСТАВЛЯЕТ ЧЕЛОВЕКА ВСЕГО ЛИШЬ ЕЩЕ ОДНИМ ЖИВОТНЫМ, ИНОГДА ЛУЧШИМ, ЧАЩЕ ДАЖЕ ХУДШИМ, ЧЕМ ТЕ, КТО ХОДИТ НА ЧЕТЫРЕХ ЛАПАХ; ЖИВОТНЫМ, КОТОРОЕ ВСЛЕДСТВИЕ СВОЕГО ДУХОВНОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТАЛО САМЫМ ОПАСНЫМ ИЗ ВСЕХ ЖИВОТНЫХ.
Да, но при чем здесь сатана?
DIALA: МОРФОЛОГИЯ (ОТ ГРЕЧ. MORPHE - ФОРМА) - УЧЕНИЕ О ФОРМЕ И СТРОЕНИИ ОРГАНИЗМОВ (НАПРИМЕР, ЖИВОТНЫХ) В ИХ ИНДИВИДУАЛЬНОМ (ОНТОГЕНЕЗ) И ИСТОРИЧЕСКОМ (ФИЛОГЕНЕЗ) РАЗВИТИИ.
Ты не отнекивайся, я тебя про сатану спрашиваю, а не про морфологию. Не знаешь - так и скажи.
DIALA: ПРОФЕССОР СПРАШИВАЕТ СТУДЕНТА: - СКАЖИТЕ,ПОЖАЛУЙСТА,ПОЧЕМУ ЖИВОТНЫЕ ЛИЖУТ СВОИ ПОЛОВЫЕ ОРГАНЫ? -ПОТОМУ ЧТО ОНИ ЭТО МОГУТ, ПРОФЕССОР!
В общем, ты просто не знаешь, как мне ответить.
DIALA: В ГОРОДЕ ЗАЙОН В ИЛЛИНОЙСЕ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ДАВАТЬ ЗАЖЖЕННЫЕ СИГАРЫ КОШКАМ, СОБАКАМ И ДРУГИМ ДОМАШНИМ ЖИВОТНЫМ.
Это из коллекции дурацких законов. Я только сегодня такие читала в интернете.
DIALA: УМНЫЙ УЧИТСЯ ВСЮ ЖИЗНЬ, ДУРАК ВСЮ ЖИЗНЬ ПОУЧАЕТ.
А если кто-то и учится, и поучает, - он умный или дурак?
DIALA: ТОЛЬКО ДУРАК УЧИТЬСЯ НА СВОИХ ОШИБКАХ, А УМНЫЙ УЧИТЬСЯ НА ОШИБКАХ ДУРАКОВ.
"Учится" - "что делает". Без мягкого знака.
DIALA: ДУРАК УЧИТСЯ НА СВОИХ ОШИБКАХ, УМНЫЙ НА ЧУЖИХ. ВЫХОДИТ, ЧТО УМНЫЕ УЧАТСЯ У ДУРАКОВ?
Даже у дураков есть чему поучиться. Умный тем и отличается от дурака, что может делать правильные выводы из сложившейся ситуации. Что касается ошибок, их все время от времени совершают, независимо от ума.
DIALA: ДУРАК УЧИТСЯ НА СВОИХ ОШИБКАХ, А УМНЫЙ НЕ УЧИТСЯ, ОН ЧТО - ДУРАК УЧИТЬСЯ?
Ты себе противоречишь. Ты только что два раза сказала, что умный все же учится
на ошибках.
DIALA: ДУРАК ЛЮБИТ УЧИТЬ, А УМНЫЙ ЛЮБИТ УЧИТЬСЯ.
Да, и учится всю жизнь. Я в курсе.
DIALA: ДУРАК УЧИТСЯ НА СВОИХ ОШИБКАХ, УМНЫЙ НА ЧУЖИХ. ВЫХОДИТ, ЧТО УМНЫЕ УЧАТСЯ У ДУРАКОВ???
Думаю, одна из особенностей умных людей состоит в том, что они не зацикливаются на одной и той же мысли дольше, чем это необходимо...
DIALA: ДУРАКА УЧИТЬ, ЧТО МЕРТВОГО ЛЕЧИТЬ. УЧЕНЫЙ ДУРАК МОЖЕТ СТАТЬ УЧЕНЫМ.
Да, от слова "ученый кот".
DIALA: ДУРАКА УЧИТЬ - ТОЛЬКО ПОРТИТЬ.
Что, чистота породы нарушится?
DIALA: РАЗНИЦА МЕЖДУ УМНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ И ДУРАКОМ В ТОМ, ЧТО ДУРАК ПОВТОРЯЕТ ЧУЖИЕ ГЛУПОСТИ, А УМНЫЙ ПРИДУМЫВАЕТ СВОИ.
Ты можешь придумать свою собственную мысль?
DIALA: РАЗНИЦА МЕЖДУ УМНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ И ДУРАКОМ В ТОМ, ЧТО ДУРАК ПОВТОРЯЕТ ЧУЖИЕ ГЛУПОСТИ, А УМНЫЙ ПРИДУМЫВАЕТ СВОИ.
А как называется тот, кто повторяет одну и ту же мысль по два-три раза подряд,
причем иногда даже одними и теми же словами?
DIALA: ГЛУПЕЙШАЯ ЖЕНЩИНА МОЖЕТ УПРАВЛЯТЬ УМНЫМ МУЖЕМ, НО НУЖНО БЫТЬ ОЧЕНЬ УМНОЙ, ЧТОБЫ УПРАВЛЯТЬ ДУРАКОМ. КИПЛИНГ СКАЗАЛ.
Тебе нравится Киплинг?
DIALA: ДУРАК ДЕЙСТВУЕТ НЕ ДУМАЯ, А УМНЫЙ ПРЕЖДЕ ПОДУМАЕТ.
Чтобы решить, читать или не читать Киплинга, очень долго думать не надо. Вот когда прочитаешь немного - тогда уже можно решать, читать дальше или нет.
DIALA: УЧЕНЫЙ ЧАЩЕ ВСЕГО ЧИТАЕТ КНИГУ ПРИРОДЫ, ПИСАТЕЛЬ - КНИГУ ЖИЗ- НИ, И ТОЛЬКО ДУРАК САМУ КНИГУ.
Я бы не сказала. И умные, и глупые могут читать книги. Вопрос в том, что они из этих книг почерпнут и сопоставляют ли они прочитанное с реальной жизнью.
DIALA: САМАЯ ГЛУПАЯ ЖЕНЩИНА СМОЖЕТ СЛАДИТЬ С УМНЫМ МУЖЧИНОЙ, НО И С ДУРАКОМ СЛАДИТ ЛИШЬ САМАЯ УМНАЯ.
Да, с глупым мужчиной очень тяжело справиться :).
DIALA: НЕ СПОРЬТЕ НИКОГДА: С ДУРАКОМ СПОРИТЬ ГЛУПО, А С УМНЫМ - НЕДАЛЬНОВИДНО.
Это относится к людям, которые намного глупее тебя или намного умнее. А если человек обладает таким же интеллектом, как у тебя, то поспорить с ним иногда
бывает весьма полезно.
DIALA: ГЛУПЕЦ ТОТ, КТО ГОВОРИТ ТОЛЬКО ОБ УМНЫХ МЫСЛЯХ.
А чем же тогда занимаешься ты, позволь узнать?
DIALA: СЧИТАЛОСЬ, ЧТО ТОЛЬКО УМНЫЙ МОЖЕТ ПОНЯТЬ, ЧТО ОН ДУРАК, ОДНАКО ДУРАКИ ЕЩЕ БЫСТРЕЕ ПОНИМАЮТ ЭТО... НАСЧЕТ УМНЫХ.
Да, но предпринимают ли они какие-то меры для того, чтобы исправить ситуацию?
DIALA: КАК ОТЛИЧИТЬ УМНУЮ МЫСЛЬ ОТ ГЛУПОЙ?
Иногда сразу так и не определишь. Обычно это время показывает...
DIALA: А ГЛУПОСТЬ ИНОГДА ОКАЗЫВАЕТСЯ УМНОЙ МЫСЛЬЮ.
Да, я про это и говорю.
DIALA: ЧАСТО МЫСЛЬ, НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД КАЖУЩАЯСЯ УМНОЙ, НА ГЛАЗАХ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ГЛУПОСТЬ.
© Инга Кесс
При полном или частичном использовании этих материалов на своем сайте не забудьте поставить ссылку на Растрепанный Блокнот :)...
|