Йога
Йога (от санскр. yoga или joga — соединение, сосредоточение мыслей, созерцание) — древнеиндийская религиозно-философская система личного совершенствования человека, связанная с системой психофизической тренировки, направленной на изменение психики за счет предельно высоких степеней концентрации внимания.
Практика йоги состоит из этической и физической подготовки, дыхательных и психоэнергетических упражнений, отключения чувств и мыслей от внешнего мира, их концентрации и сосредоточения на отдельных объектах, медитативного умозрения и созерцания. Целью йоги, ее высшей ступенью, является состояние самадхи, экстатического озарения и просветления, обеспечивающее непосредственное слияние человеческой души с духовной сущностью Вселенной.
Истоки йоги очень древни. Уже в Ведах (священных книгах индусов, содержащих гимны, возникновение которых связывается с переселением племени ариев на индийские земли в 2-м тысячелетии да н.э.; записывались Веды в 1-м тысячелетии н.э.) содержится идея о достижении человеком божественных способностей путем духовной практики (аскетизм, размышление,сосредоточение). Основателем классической йоги считается индийский философ Патанджали (около 2 в. до н.э.), автор "Йога-сутр".
Древнейшие формы йоги разрабатывались вначале в рамках веддийской религии, ритуал которой требовал от жрецов интенсивной концентрации внимания на определенных образах. Разработка соответствующих приемов привела к созданию классической системы “восьмичленной йоги”. Тренировка ученика проходит при этом 8 этапов:
- самообуздание, воздержание - "яма";
- контроль над поступками, этическая культура - "нияма" (непричинение насилия, правдивость, избегание воровства, целомудрие, нестяжательство);
- дисциплина тела (система из 84 основных "асан", или поз);
- контроль дыхания ("пранаяма") — совокупность приемов постепенного замедления ритма дыхания, с которым, по представлениям йоги, связан ритм всех психических процессов, прежде всего мышления (энергетическая основа всего существующего);
- удержание чувств ("пратьяхара") — прекращение деятельности внешних чувств с целью создания наивысшей сосредоточенности, освобождение ума от власти чувств;
- концентрация внимания на одном внешнем объекте ("дхарана");
- медитация-размышление ("дхьяна") — высшая степень концентрации внимания, состояние "растворения" в объекте;
- трансовая медитация ("самадхи") — сосредоточенность внимания, приводящая к утрате чувства Я. Слияние с духом Вселенной.
Различают трансовые состояния двух типов: в первом случае ощущение объекта, как такового, еще не утрачивается; во втором случае активность субъекта замыкается сама на себя и всякое представление об объекте исчезает. Указанный путь психофизической тренировки получил название раджа-йога. Хатха-йога - это часть философской системы йоги, регулирует лишь низшие психические процессы.
Традиционно выделяют четыре вида йоги: джнана-йога (или жнани-йога, от санскртиского корня "жна", соответствующего русскому "зна") - йога размышления, путь познания. Карма-йога - йога действия, путь активного и бескорыстного служения всеобщему благу. Бхакти-йога - йога любви и бескорыстной преданности Высшему Существу, культивирование эмоционального контакта с учителем или божеством. Раджа-йога - йога царственная, путь самопознания, ведущий к достижению "великого самоуглубления" - махасамадхи.
Более подробно о первых двух ступенях ("яма" и "нияма"): "заповеди йогина"
- Ахимса: непричинение вреда.
- Сатья: правдивость (но лишь та правда, которая не причиняет вреда!).
- Астэя: неворовство.
- Апариграха: не копить, не собирать, не принимать дары. Йогин независим.
- Прахмачали: воздержание, контроль над влечениями.
- Шауча: чистота тела и души.
- Поддержание постоянного эмоционального фона.
- Тапас: непременное стремление к цели через самоограничение.
- Сватхиайя: беседы с целью достичь знания. Нужны для того, чтобы постичь все необходимое. Изучая все системы, возвращаться в ту, с которой начал, как в более оптимальную.
- Иштвара-пранитхана: осознание своей высшей цели.
Тренировка по системе йоги призвана вызвать глубокие изменения в психике человека. Сюда относится способность йогов регулировать деятельность внутренних органов, легко переносить крайние степени жары и холода, долгое время обходиться без пищи и воздуха и т. д. Вместе с тем в тексты йоги вошел ряд мифологизированных представлений, затрудняющих понимание системы в целом.
Источники:
Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд. М.,1990
В.В.Лобач. Йога // Новейший философский словарь / Сост. А.А.Грицанов. - Мн.: Изд. В.М.Скакун, 1998
Л.В.Кривицкий. Медитация // Новейший философский словарь / Сост. А.А.Грицанов. - Мн.: Изд. В.М.Скакун, 1998
Конспект лекции в клубе "Самопознание"
|