Нэцкэ

Нэцкэ - распространенные в японском искусстве кон. 17-19 вв. произведения миниатюрной пластики (скульптура высотой в три-четыре сантиметра) из дерева, слоновой кости, оленьего рога (реже использовали металлы, фарфор, бамбук, разные виды коралла и янтаря, стекло, агат, нефрит, кремень и окаменевшее дерево). Нэцкэ изображали божества, благожелательные символы, людей, животных, птиц, рыб... С помощью нэцкэ (обычно фигурка со сквозным отверстием) к поясу кимоно прикреплялись трубка, кисет и т.д. До периода Монояма (конец XVI в.) был распространен обычай носить предметы, прикрепив их к эфесу меча, а на рубеже XVI - XVII-го в. он стал вытесняться нэцкэ. Кимоно, с которым удобно было носить нэцкэ, до середины XVI века употреблялось только как нижняя одежда и получило распространение в качестве верхней мужской и женской одежды в конце периода Муромати (1392-1573гг.) Миниатюрные фигурки нэцкэ были обязательной принадлежностью японского мужского костюма. Традиционное японское кимоно не имело карманов. Необходимый предмет привязывали к шнурку, а другой конец шнурка затыкали за пояс и, чтобы он не выскальзывал, прикрепляли к нему брелок нэцке в качестве противовеса. Скульптурным брелком к поясу прикреплялись не только трубки и кисеты: путешественник мог взять с собой печать, набор принадлежностей для чая, кошелек и ключи, медикаменты и амулеты, сосуд с сакэ. Крестьяне носили латунные и медные нэцкэ, которые одновременно служили огнивом для трубок. Люди, болеющие лихорадкой, носили нэцкэ, сделанные из клыков нарвала, во время приступов они скоблили фигурки в местах отверстий и принимали порошок как целебное снадобье. Небогатые люди вместо художественно оформленных нэцкэ использовали маленькие тыквы-горлянки, корни.

Принято связывать нэцкэ с Японией. На самом деле нэцкэ появлялись там, где имелся костюм без карманов, но с поясом. Брелки-противовесы использовались на обширной территории в Японии, Венгрии, Китае, на Крайнем Севере и в Эфиопии.

Сам термин нэцкэ, который пишется двумя иероглифами "НЭ-ЦУКЭ", (первый означает "корень", второй - "прикреплять") впервые упоминается в хрониках XVII века. Самое раннее письменное свидетельство о ношении нэцке относится к началу XVII века. На протяжении XVII века производство нэцкэ оставалось побочным занятием не только скульпторов, но и мастеров многих других специальностей: керамистов, резчиков декоративных архитектурных деталей, художников по металлу, мастеров художественного лака, резчиков кукол. Лишь во 2-й половине XVIII столетия появились профессиональные резчики нэцкэ - так называемые нэцукэси.

Являясь по своему назначению утилитарными, бытовыми предметами, нэцкэ со временем превратились в подлинное искусство. Старые мастера, а их было не так много, каждую нэцкэ изготавливали только в одном экземпляре, и настоящие знатоки умеют по фигурке определить мастера. Отдельные мастера нэцкэ для каждой своей фигурки изготавливали и ее футляр - точную копию фигурки. Нэцкэ старых мастеров могли себе позволить носить лишь богатые и именитые люди - и по причине их стоимости, и по причине того, что уникальная нэцкэ уважаемого мастера как бы являла собой признак особого статуса того, кто ее носил.

Корни искусства нэцкэ уходят в историю Древнего и Средневекового Китая, поэтому среди изображаемых в нэцкэ персонажей так много китайских божеств и знаменитых личностей истории Поднебесной Империи. В Японии были хорошо известны идеи даосизма - одной из важнейших религий китайского происхождения. Широко распространился буддизм, также заимствованный с континента. Со временем все это вошло в культурный обиход японцев и перестало восприниматься ими как нечто чужое.
Наиболее популярными божествами в народных верованиях периода Токугава были так называемые "ситифукудзин" – "семь богов счастья". Они происходят из различных религиозных систем. Дайкоку, Хотей, Бисямонтен и Бендзайтэн – буддийские божества; Эбису – персонаж чисто синтоистский, Фукукрокудзю и Дзюродзин пришли из пантеона даосизма. есмотря на то, что даосизм в Японии никогда не был оформлен как сколько-нибудь цельное учение, в народных верованиях многие даосские персонажи занимали видное место. Например, японцам был хорошо известен образ даосского святого-сеннина.

Историческая литература и театр, мифология и народные верования, благопожелательная символика и повседневная жизнь - всё это получило отражение в маленьких резных фигурках нэцкэ. Известны несколько основных школ мастеров нэцкэ. Представители некоторых предпочитали изображать животных, другие - религиозных деятелей, мудрецов и философов, третьи изготавливали фигурки, носящие юмористический характер.

Появившийся в Европе спрос на интересные изображения вызвал к жизни "лавочные" нэцкэ: их изготовление поставили на поток. Настоящие мастера, у которых на изготовление некоторых фигурок уходили месяцы работы, резко осуждали такое массовое изготовление нэцкэ.

К сожалению, я не могу похвастаться, что обладаю настоящими нэцкэ - миниатюрными произведениями искусства. То, что у меня есть - как раз "лавочные" нэцкэ.

Дайкоку Тэнгу

Дайкоку с мешком волшебного риса - бог счастья и богатства. Иногда ему поклоняются как покровителю домашнего очага. В нэцкэ он изображается в костюме-каригину, в шапке тори-эбоси, с молотком, крысой и мешком волшебного риса - символом богатства и достатка.

Тэнгу - "небесная собака", лесной дух, живущий на горе Курамаяма в Японии. Сказочное, фантастическое существо, способное перевоплощаться. Тэнгу не любит общаться с людьми, но для некоторых делает исключение. В древних легендах он обучает воинов боевым искусствам. Изображается чаще всего в двух видах: в виде птицы или человекообразного существа с крыльями и большим клювом. Иногда он изображается вылупляющимся из яйца, но еще более распространено изображение длинноносого тэнгу, который является духом дорог и охранителем ночных путников и нинзя.

В голове крутится стишок из одной японской народной сказки, поэтому, хотя по смыслу он и не очень подходит, не могу не привести его. Бедный старик ночью случайно станосится свидетелем того, как тэнгу танцуют и поют. Песня эта так захватывает старика, что он не выдерживает и начинает подпевать:

Тэнгу, тэнгу, восемь тэнгу,
А со мною девять тэнгу,
Если тигр не придет,
Будем до утра плясать.

Источники:
http://www.furuikeya.newmail.ru
art-netsuke.com
"Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2000" CD-ROM

 
На главную страницу сайта
 
Словарь

Hosted by uCoz